Авторы законопроекта называют ведение трудовых записей в документальном виде «устаревшим» и считают, что новые поправки помогут избавить кадровые отделы организаций от лишней бумажной работы. После третьего чтения изменения в Трудовой кодекс перейдут на согласование в Совет федерации и только после этого отправятся на подпись к Президенту. В случае положительного исхода электронные трудовые книжки получат официальный правовой статус совсем скоро – с 1 января 2020 года.

Одобренные Госдумой поправки разрешают организациям вести и хранить в электронном формате все основные сведения о стаже и непосредственных трудовых функциях своих сотрудников. Такая информация будет включать, на каких должностях человек работал, его кадровые переводы и перемещения в другие компании, даты приема и увольнения, данные о совместительстве. В общем, цифровой кадровый документооборот в рамках законопроекта должен стать полноценной заменой бумажных записей в обычных книжках.

В то же время переход на электронные трудовые книжки не лишает работника возможности запрашивать данные о своем трудовом стаже, причем законопроект позволяет получать такие справки как в электронном формате, так и на бумажном носителе. Получить такие данные можно не только у непосредственного работодателя, но также через сервисы МФЦ, на сайте госуслуг или в отделении Пенсионного фонда.

Новые поправки в трудовое законодательство дают право работнику самому решать, будет он переходить на электронную книжку либо оставит себе ее бумажный вариант. Перейти на цифровую версию сотрудник сможет до конца 2020 года, написав соответствующее заявление на имя своего работодателя. После этого работник получит свою бумажную книжку на руки, которую ему будут обязаны выдать.

Компании должны в обязательном порядке уведомить своих сотрудников о том, что вводятся электронные трудовые книжки с 2020 года и о том, что за ними сохраняется право оставить их бумажный вариант. Однако отказ от цифровых книжек имеет определенные условия. Во-первых, от работника потребуется соответствующее заявление, и, кроме того, после отказа от электронной версии на него полностью перейдет ответственность (которая раньше была на работодателе) за ведение и хранение бумажной книжки.

В дополнение ко всему, возможность оставить бумажную версию документа распространяется не для всех категорий работников. На всех, кто впервые начнет свою трудовую деятельность с 2021 года, будут по умолчанию оформляться цифровые книжки.