Проект с нуля

Советский М-4 совершил свой первый полет более 60 лет назад, а предпосылкой его создания, как и других машин подобного класса, стало появление атомного оружия. Атомная бомба дала старт новой эпохе не только в области вооружений, но и военной летающей техники. Простого наличия атомного оружия в арсенале было недостаточно, необходим был мощный транспорт для его доставки до нужной локации. И у Советского Союза, и у стран НАТО на тот момент не было подобных самолетов-бомбардировщиков, способных выдержать перелет за океан с серьезным грузом на борту. Все разработки велись с нуля.

В итоге бомбардировщик М-4 получил серьезную боевую массу нагрузку, на что изначально и рассчитывали военные. В норме она составляла 9 тонн, а максимум доходил до 24 тонн, что с излишком перекрывало ожидания конструкторов и заказчиков. Оборонительным вооружением 2М стали три двуствольные пушечные установки. Самолет достигал максимальной скорости 947 км/ч, взлетая на максимальные 11 000 метров. Практическая дальность полета составила 8100 км.

Разработка бомбардировщика велась в одно и то же время с другой советской знаменитостью – Ту-95. В сравнении двух машин Ту-95 проигрывал в скорости и массе нагрузки, но отличался большим радиусом действия, поскольку двигатель М-4 тратил больше топлива. С целью уменьшения веса в М-4 использовалась крупнопанельная сборка, что во многом усложнило весь производственный процесс.

Проблемы с управлением

Во время эксплуатации самолет Мясищева М-4 заставил экипажи понервничать, и в то же время доказывать весь класс летного мастерства. Бомбардировщик выпускался ограниченным числом, при этом каждая отдельная машина обладала только ей присущими индивидуальными особенностями. И это стало одной из сложностей в обучении экипажей. Задачей, требующей исключительного внимания, стала настройка стабильной работы всех элементов управления, которые необходимо отрегулировать. Их число доходило до нескольких сотен. Кроме того, на каждого члена экипажа приходилось слишком много операционных действий при подготовке машины к предстоящему взлету.

М-4 преподнес ряд сюрпризов в управлении для пилотов, привыкших к иным алгоритмам, особенно при взлете и посадке. Летчики долго не могли смириться с тем, что реактивный мощный бомбардировщик отрывается от земли с помощью автоматического механизма. В этот момент требовалось лишь удерживать машину на прямой и периодически избавляться от крена, однако многие пилоты пытались помочь самолету, потянув на себя штурвал, что нередко приводило к неприятным последствиям. Еще одной проблемой для экипажа стали шасси велосипедного типа, которые затрудняли уже процесс посадки.

В какой-то момент практическую эксплуатацию всех бомбардировщиков 2М притормозили. Причиной стали множество аварий и большое число отказов. Период простоя для проведения модернизации длился более года. За это время М-4 переквалифицировался в самолет-заправщик, его система управления и ряд деталей, включая шасси, подверглись серьезной доработке. Всего в строю оставили более 20 единиц, из которых сформировались две эскадрильи самолетов-танкеров.

Несмотря на все недоработки, самолет М-4 стал первой машиной подобного класса, и практический опыт его эксплуатации не прошел бесследно. Бомбардировщик стал не только тренажером для оттачивания летного мастерства, но и опытной моделью для конструкторов, которые на его основе и с учетом всех проявленных недочетов создали следующую модификацию стратега – знаменитый «ЗМ», исправно служивший до середины 90-х и заканчивающий свою службу, как и предыдущий стратег, самолетом-танкером.