И начнем, пожалуй, тоже с него, или, если поточнее, с ближайшей к нам планеты Солнечной системы – Марса.

Есть ли вулканы на Марсе?

По большей части люди привыкли считать за вулкан гору, у которой из верхней ее части  либо чадит словно из трубы паровоза, либо изливается лава, либо и то и другое одновременно. Но правда в том, что после того, как извержение закончится, действующий вулкан остынет и потоки лавы вновь окаменеют и затвердеют, вулкан не перестанет существовать. Он так и останется вулканом. Только уже потухшим или спящим. И именно таких на марсе – огромное количество. Самой высокой вулканической горой на Марсе является Олимп, который возвышается над планетарной поверхностью более чем на 20 км.

Есть местности на Марсе, которые обильно залиты застывшей лавой. Но по словам ученых, занимающихся исследованием красной планеты, последний из марсианских вулканов потух 500 миллионов лет назад, то есть еще в кембрийский период Палеозоя, в котором и зародилась на нашей планете многоклеточная жизнь. Так что, как знать, может быть ее «заплюнул» на нашу планету именно один из марсианских вулканов. И может быть тот самый, который ученым удалось рассекретить на поверхности Марса совсем недавно.

Горный массив с обнаруженным вулканическим жерлом расположен на территории так называемой «сети марсианских каналов». Диаметр кратера составляет до 450 км, в то время как возвышается вулканическое взгорье над уровнем условного марсианского моря на более чем 9 километров.

Не совсем понятно какую ценность несет это открытие, кроме того, что ученые таким образом отбивают бабло на выделенные им гранты. Но, все же думается, что рабочему на заводе теперь будет гораздо веселее нарезать резьбу на болтах, стоя за токарным станком, когда его душу греет осознание того, что вулканов на Марсе стало на один больше.

Пусть даже он и понятия не имел изначально, что они там были в принципе.

Робота Figure 01 от разработчика Figure теперь можно смело назвать Джи-Пи-Тушечкой

В наше время невозможно сделать обзор свежих новостей из мира науки и технологий, не уделив хоть одного раздела Искусственному Интеллекту, поскольку это в наше время не то чтобы самая хайповая, но и самая резонансная тема. И уж конечно же не обойдешь тему первого робота со встроенным в башку ИИ.

Роботом таким стал тот самый Figure 01, а управляется он всем известным ИИ от OpenAI под названием GPT. И это при всем том, что андроид и до этого уже умел учиться выполнять те или иные функции просто стоя и таращась на то, как эти функции проделывает кто-то другой. А теперь этот «металлически болван» сможет еще с тобой и поговорить на любые темы, и сказку тебе рассказать, причем, с ходу ее и придумав.

И не так далек час, когда один из таких Figure 01 не только заменит писателей за компьютером, но и, насмотревшись на то, как токарь нарезает резьбу на болтах, размышляя о вулканах на Марсе, отпихнет его бедром и скажет: «А ну дай-ка я!»

Во будет потеха, правда?

«Вояджер-1»: Командир, рацию заело!

Да уж. Не прошло и нескольких месяцев после того, как мы обсуждали успехи обеих станций «Вояджер» у себя на сайте. И, видимо, сглазили первую станцию, поскольку сразу после этого она начала вместо вразумительного «цифрового контекста» выдавать бессмысленный «наборбукаф». Очень сильно опечаленные этим фактом кураторы программы пришли в движение, и отправили станции злобное послание с угрюмым кодом, после которого станция встрепенулась, и вовсе перешла на иной «язык общения», понятный только ей самой.

Теперь ученые ломают голову над тем, что же она, собственно, им говорит. Хотя, как выяснилось на прошлой неделе, одному спецу все же удалось разгадать код, на который перешел первый «Вояджер», ввиду чего все еще имеется шанс, что станция сумеет передать нашим яйцеголовым еще хоть что-то полезное перед тем, как ее компьютер отключится навсегда, превратив рукотворный человеческий высокотехнологический (по тем временам) объект в кусок мудреного металла с посланиями братьям по разуму на борту.

Если кому интересно, то сейчас Вояджер умотал аж за облако Оорта, отдалившись от начальной точки своего путешествия (то есть от орбиты земли) на 163 астрономических единицы, каждая из которых равна расстоянию от Земли до Солнца, то есть полторы сотни миллионов километров. То есть – так далеко, что радиосигнал от земной орбиты до станции долетает только за 22 с половиной часа.

Приятного ей дальнейшего путешествия, и не дай бог «Вояджеру» нарваться на враждебных пришельцев. Ведь наши яйцеголовые земные ученые от и до расписали координаты нахождения нашей планеты.

Сиди вот теперь и жди, когда и от кого тебе сверху по башке плюха прилетит.

Если любишь пазлы и конструкторы – тебе прямая дорога в генные инженеры

Действительно, насобиравшись в детстве многосегментных пазлов повышенной степени сложности, ученые всерьез взялись за рибонуклеиновые кислоты, собирая их в последовательности каких-то «Нечто», которые, по словам исследователей из Института биологических исследований Салка, могут оказаться вполне жизнеспособными микроорганизмами. То есть, дошло до того, что люди сами создают искусственную жизнь. Пока это только в объемах самой примитивной органики, но, как знать, может быть уже вскоре лепить в своих лабораториях спецы по генетике станут вовсе не клонов, а «новых гуманоидов», ни в чем не уступающих по жизненным и функциональным параметрам того самого ридлискоттовского ксеноморфа.

А добавив в его котелок немножко чата GPT, они вполне могут создать нечто такое, что вышибет из-за токарного станка того самого Figure 01, который только что вышиб оттуда бедного токаря с двумя детьми.

Во будет умора!

Японские тачки – классные, но на ракетах их лучше не летать

Не далее чем 13 марта амбициозные деятели из японской компании Space One решили все-таки запустить свою первую космическую ракету с космодрома в Кусимото. Оказавшаяся плодом многолетней деятельности тысяч людей, она успела пролететь целых пять секунд, после чего все-таки решила, что пока радоваться ее создателям, пожалуй, рановато. И, собственно, рванула так, что красиво было аж до жути.

В ходе миссии деятели пытались протестировать новый ракета-носитель Kairos, специализация которого – вывод на орбиту спутников небольшой тяжести, весом от 150 до 250 кг в зависимости от высоты околоземной орбиты. На начальном этапе полета в блоке управления произошло срабатывание функции автоматического прерывания полета, поскольку датчики зафиксировали отклонение от заданной траектории. Таковое, если честно, можно было наблюдать невооруженным глазом.

Но президент компании обиделся и, сказав, что расследование покажет кто тут в чем виноват, хлопнул дверью перед носами озадаченных журналистов.

Вот и думай теперь, кого Масакадзу Тойода назначил у себя в голове ответственным за срыв испытаний.

И не удивимся, если в мыслях его четко проявится «Российский след».

Wildberries и роботы: Скоро во всех отделениях и складах сети

До того времени, когда Wildberries или Яндекс Маркет, уподобившись «Амазону», откроют свои стрим-сервисы и начнут снимать фильмы с сериалами, мы может быть и не доживем, но до того времени, когда Wildberries или Яндекс Маркет уподобившись «Амазону» станут использовать на своих складах вместо людей роботов, мы доживем обязательно. Может быть такие стоят и дорого, но отсутствие надобности оплачивать работу людям, тратясь лишь на копеечное техобслуживание и подзарядку – это в конечном итоге того стоит.

Кто-то может сказать, что это фантастика и что вряд ли кто-то вообще будет связываться с роботами в принципе. Но мы таковых разочаруем. Если бы роботами-грузчиками, которые ко всему могут выполнять и иные операции, не заинтересовались прочие фирмы, компания Agility Robotics (США) не заморачивалась бы возведением завода по производству таковых человекоподобных роботов, планируя оснастить его техническими мощностями, способными выдавать по 10 тысяч таких андроидов в год.

Так что не за горами день, когда, войдя в пункт выдачи товара того же Wildberries вы обнаружите в нем за стойкой не красивую девушку, а надраенного робота, который и сам себя надраил, и сам себя зарядил, у которого в грудину встроен считыватель штрихкодов, а в башку пара видеокамер, которые зорко следят за вашим хорошим поведением.

Такой вам в два счета фирменный пакет за 15 рублей продаст. А если откажетесь покупать – не беда.

База данных все запомнит.

Заключение

Вот такие новости науки и техники наиболее обсуждались во Всемирной сети в период с 11 по 17 марта 2024 года. Прощаемся с вами до следующей недели, на которой, надеемся, учеными свершится еще больше интересных открытий, а это значит, что будет еще больше интересных новостей. Всего вам самого хорошего, плодотворной и легкой рабочей недели, и обязательно мирного неба над головой!

Новости науки с 26 февраля по 3 марта 2024 годаСамые интересные новости науки и техники с 4 по 10 марта 2024 года