Экраноплан – птица гордая

Экраноплан представляет собой высокоскоростной транспорт, способный летать в пределах аэродинамического экрана, то есть на относительно небольших высотах. Имея одинаковые с самолетом вес и скорость, размер крыла экраноплана намного меньше. В международных классификаторах такое транспортное средство относят к морским судам.

Экранопланы могут проходить по маршрутам, не доступным  обычным судам. Обладая гидроаэродинамическими характеристиками и мореходностью, данный вид транспорта относится к так называемым амфибиям – машинам-вездеходам. Они могут как передвигаться по воздуху над землей, водой, снегом, льдом, так и держаться на их поверхности.

Таким образом, экранопланы обладают качествами морского судна и самолета. Отдельные модели, способные долгое время находиться в воздухе, получили название экранолетов.

К числу их неоспоримых достоинств относят:

  • безопасность - экранолеты в случае неисправности могут сесть на воду;
  • скорость – передвигаются быстрее судов на воздушной подушке;
  • экономичность.

Наша школа

Создание советских экропланов связано с именем Ростислава Алексеева – кораблестроителя, главного конструктора судов на подводных крыльях. Инженер начал конструировать экранопланы с 1961 году. Своей целью Алексеев ставил создать так называемый экранолет, чтобы использовать эту технику на высоте до 8 000 метров. Для этого была создана пробная модель транспорта -  КМ («Корабль-макет»). Экспериментальный образец имел длину около 100 метров, размах крыла – 38 метров, взлетную массу – 544 тонны.

В 70-х годах Алексеев приступает к выполнению государственного заказа на создание военного экраноплана. Результатом работы стал первый в мире малый десантный экраноплан МДЭ-160 – «Орленок». Созданный военное транспортное средство обладало водоизмещением 122 тонн, развивало скорость до 216 узлов и вмещало в себя 200 солдат или около 30 тонн груза. Основным предназначением «Орленка» была переброска морского десанта на расстояния до 1500 км с возможностью взлета на высоких волнах. Размещение людей и грузов осуществлялось через носовую часть экранолета.

Охотник на авианосцы

В 1983 году был начат проект первого тяжелого экраноплана-ракетоносца, завершившийся к 1986 году созданием «Луня» - гигантской военной машины для нанесения ракетных ударов по кораблям противника. Фактически этот зверь мог с огромной скоростью подходить к авианосцам и выпускать ракеты, при этом оставаясь в зоне недосягаемости.

 

Оснащенный 6 пусковыми ракетными установками, экраноплан «Лунь» обладал возможностью нанесения удара с расстояния более 100 километров, при этом пролетая над поверхностью воды до 2 000 км, сохранял невидимость для радаров. Размах крыльев этого гиганта доходил до 44 метров, внутри которых располагались 4 топливных отсека для восьми двигателей НК-87. Длина экраноплана-ракетоносца составляла 73 метра, а высота – около 19 метров, что сравнимо с небольшой многоэтажкой.

В настоящее время экранопланы не имеют большого распространения, хотя их уникальные характеристики вполне могут способствовать их новому развитию. Возможность преодолевать огромные расстояния по воде, льду или снегу могут пригодиться в исследовании труднодоступных местностей.