«Плавник» уходит на глубину

Советские подводные лодки были не просто инструментами для обеспечения национальной безопасности огромной страны. Они становились шедеврами инженерной мысли, к созданию которых конструкторы подходили творчески. Жарким августовским днем 1966 года ленинградскому ЦКБ-18, которое впоследствии было переименовано в «Рубин», передали ТТЗ на проектирование опытной боевой подводной лодки с повышенной глубиной погружения. Проект под номером 685 получил кодовое название «Плавник». Советские конструкторы должны были создать уникальную подводную лодку, с целью изучения особенностей ее эксплуатации на большой глубине. В дальнейшем она должна была стать прототипом для целой серии таких же субмарин. Задача была сложной, поэтому на работу у группы специалистов ушло целых восемь лет. Уже на первых этапах они столкнулись с рядом проблем, которые требовали нестандартных решений. Разработка проекта проводилась в Северодвинске, где специально для этого проекта были возведены три барокамеры разных размеров. В каждой из них для проведения испытаний прочности отдельных элементов конструкции нагнеталось давление до определенных значений.

Основная загвоздка для специалистов заключалась в поиске идеального материала для изготовления корпуса. Подводная лодка должна была быть легкой. Конструкторы долго ломали головы, пока не пришли к решению использовать сплав титана марки 48-Т, который обладал высоким пределом текучести. К тому моменту данный материал уже широко применялся в авиакосмической промышленности. Титановый сплав позволил снизить вес корпуса субмарины до 39% от общего водоизмещения подводной лодки, что помогло конструкторам добиться технических характеристик, которые остались непревзойденными до сих пор, а ведь на дворе уже наступил век цифровых технологий с искусственными разумом и клонированием. Специалисты выполнили поставленную задачу, но впереди их ждали новые проблемы. Титан очень плохо взаимодействует с другими металлами, поэтому для сварки отдельных элементов конструкции специалистам приходилось создавать особые условия. Применение титана было крайне невыгодным решением с финансовой точки зрения. Материал идеально подошел для конструкции, но его использование значительно увеличило бюджет проекта. Подводных лодок таких размеров из титана никто никогда ранее не конструировал ни в СССР, ни в других странах.Бюджет проекта превышал стоимость обычной субмарины в рекордные 5 (!!) раз. Примерно столько же средств американцы тратили на один проект по созданию авианосца. В связи с этим у подводной лодки даже появилось неформальное прозвище «Золотая рыбка», которое ненавязчиво намекало не его дороговизну. Для проверки работоспособности титанового сплава на больших глубинах погружения в условиях высоких напряжений корпусных конструкций, специалисты поставили ряд экспериментов, которые оттянули момент завершения проекта еще на несколько лет. На отдельных отсеках «Золотой рыбки» проводились проверки циклической, динамической и статической прочности. Специалисты отрабатывали разные методы конструирования и различные технологии изготовления конструктивных узлов корпуса, чтобы в результате выбрать наиболее оптимальные из них.

Непобедимая «Золотая рыбка»

Глубоководная атомная субмарина была не просто подводной лодкой, а полноценным боевым кораблем, который мог выполнять самые разные задачи. «Комсомолец» можно было использовать для разведки (поиска, слежения и обнаружения) и уничтожения кораблей противника. «Золотая рыбка» была типичным «хищником» — многофункциональной подводной лодкой. Она могла «охотиться» и уничтожать другие субмарины, надводные корабли, авианосные соединения и даже целые флотилии. Имея такую боевую единицу на вооружении, СССР получало значительное преимущество в море. А если бы подводная лодка была не одна? У проекта «Плавник» действительно были многообещающие перспективы, но для его реализации было выбрано не самое удачное время, как и для многих других советских разработок. Через десяток лет распалась страна, которая финансировала «Золотую рыбку», а на руинах большого государства властям было уже не до создания субмарин.Главной силовой установкой на «Комсомольце» стал водо-водяной ядерный реактор с четырьмя парогенераторами. Он производил энергию для турбинного агрегата, мощность которого составляла 43 000 лошадиных сил. Тепловая мощность самого реактора достигала 190 мегаватт. Однако специалисты решили, что одной силовой установки для подводной лодки будет мало, и дополнительно оснастили ее двумя автономными турбогенераторами. Мощность каждого составляла 2 мегаватта. В экстренных ситуациях должна была включиться резервная энергетическая установка, которая состояла из 122 аккумуляторных батарей и дизель-генератора мощностью 500 кВт. Питаясь от резервного двигателя, советская «Золотая рыбка» была способна развивать скорость 5 узлов. Длина субмарины составляла 110 метров, а ширина — 12,3 метра. В надводном положении «Комсомолец» мог развивать скорость до 11 узлов, а в подводном — 31 узел. В комбинации с мощным атомным двигателем простая, но детально проработанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами, обеспечивала «Комсомольцу» высокую скорость, за счет малого сопротивления воде. Надводное водоизмещение составляло 5880 тонн, а подводное — 8500 тонн.

Хотя она несла на своем борту ядерное оружие, субмарина не входила в число подводных лодок стратегического назначения. На вооружении у «Комсомольца» были торпеды и крылатые ракеты «Шквал», «Гранат», которые можно было снарядить ядерными боеголовками с мощностью до 150 килотонн. У «Золотой рыбки» были довольно острые зубы, которыми она могла молниеносно откусить противнику голову. Подводная лодка выпускала ракеты даже на предельных глубинах, так как системы ее вооружения были специально адаптированы для ведения боевых действий в условиях, которые были недоступны другим субмаринам. Чтобы поразить вражеский корабль, ей не нужно было подниматься. На субмарине также была установлена уникальная боевая информационно-управляющая система «Омнибус-685». Она позволила автоматизировать и максимально упростить управление подводной лодкой, независимо от глубины погружения. Эксперты полагают, что всего одна подводная лодка проекта «Плавник» с опытным экипажем могла затопить корабли противника любого водоизмещения, благодаря ряду инноваций, которые были специально разработаны и использованы для этой модели.

Ключевое преимущество «Комсомольца» — его неуязвимость для всех средств взаимодействия, которые на тот момент существовали у потенциальных противников. Подводная лодка могла уходить на глубину более 1 км, а глубинные бомбы и торпеды разрушались под воздействием давления толщи воды уже на полукилометровой отметке. «Комсомолец» мог буквально становиться невидимым для противника. Водная среда уже на глубине 400-500 метров меняет акустические свойства, что уж говорить о больших значениях. Противник просто не смог бы засечь субмарину, у которой были все шансы подобраться к нему вплотную совершенно незаметно.

Рекорды, которые поставил «Плавник»

4 августа 1987 года субмарина «Комсомолец» установила абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метра. Советская «Золотая рыбка» первой в мире опустилась на такие глубины, в которые ни до, ни после нее не смог проникнуть ни один боевой корабль. Рекорд «Комсомольца» остается актуальным до сих пор. Проектная глубина погружения подлодки составляла 1000 метров. Конструкторы рассчитали предельную глубину в 1250 метров. Если субмарина опускалась ниже этой отметки, то она уже не могла сохранить свою целостность под действием давления толщи воды. И советские, и американские конструкторы на протяжении долгого времени пытались увеличить глубину погружения своих подлодок. У наших специалистов это получилось. Советская «Золотая рыбка» до сих пор сохраняет за собой статус абсолютного рекордсмена по глубине погружений, но этим список ее достижений не ограничивался.

Экипаж атомной подлодки «Комсомолец» первым в мире отработал стрельбу торпедами на глубине в 800 метров. Еще никто не мог похвастаться подобным достижением до советских подводников. По мнениям экспертов, «Комсомолец» идеально подходил для проведения внезапной атаки. Он мог залечь на дно и затаиться, а потом неожиданно обрушиться на противника, который не успел бы ничего предпринять в ответ. Пока врагу удалось бы обнаружить нашу «рыбку», он к тому моменту был бы уже уничтожен, хотя далеко не факт, что ее вообще смогли бы найти.До сих пор ни одна из существующих подводных лодок не побила рекорд по глубине погружения, установленный «Золотой рыбкой», хотя попытки предпринимались неоднократно. «Комсомолец» был спущен на воду в 1983 году. Ему убыло суждено прослужить во флотилии подводных лодок Северного флота всего шесть лет с 1984 по 1989 годы. Трагедию, которая поставила жирную точку в истории субмарины, можно назвать следствием рокового стечения обстоятельств.

«Золотая рыбка», почившая на дне морском

«Золотая рыбка» несла боевую службу, принимала участие в многочисленных учениях и даже становилась опытной базой, на которой специалисты проводили экспериментальные исследования, но век ее был коротким. Во время возвращения после боевого дежурства в апреле 1989 года, когда «Комсомолец» находился между Шпицбергеном и побережьем Норвегии, на борту возник пожар. На тот момент субмарина находилась на глубине 370 метров — мелочи, с учетом ее максимальных возможностей. Из-за ЧП на борту атомная подводная лодка провела экстренное всплытие. Экипаж подал сигнал в штаб и оповестил руководство о произошедшем. На выручку к «Комсомольцу» поспешили рыболовецкие суда и несколько военных самолетов. Пламя распространилось, что привело к разгерметизации отсеков. Подводная лодка начала тонуть. Выжившие члены экипажа столкнулись в новой угрозой — они должны были дождаться помощи в ледяной воде. Первыми к месту происшествия прибыли самолеты, которые не смогли совершить посадку на воду. В тот момент на море было волнение 5 баллов. Спасли выживших подводников рыбаки с плавбазы «Алексей Хлобыстов». Они подобрали 30 членов экипажа, но для некоторых помощь пришла слишком поздно. Трое из спасенных умерли по дороге к большой земле. До сих пор неизвестно, сколько членов экипажа погибло в ледяной воде, а кто скончался еще в отсеках «Комсомольца» от пожара. В числе погибших был и капитан подводной лодки Евгений Ванин.Даже на этом история затонувшего «Комсомольца» не окончена. Вместе с подводной лодкой на дно Норвежского моря опустился заглушенный ядерный реактор и две торпеды с ядерными боеголовками. Сейчас они еще не представляют опасности, но вода делает свое дело. Коррозию остановить невозможно и рано или поздно она уничтожит реактор и боеголовки, что приведет к радиоактивному заражению большой акватории. Именно поэтому вопрос о подъеме субмарины, которая уже 31 год лежит на морском дне до сих пор остается открытым.