Инновационный прорыв

Подавляющее большинство основных узлов, деталей и систем Т-4 стали результатом новых оригинальных разработок и изобретений советских инженеров. Всего в проекте «изделия 100» было впервые использовано около 600 новых идей, если учитывать все использованные конструкторские новинки, в том числе для создания комплектующих и дополнительных агрегатов. Ни один советский самолет не мог похвастаться таким числом инновационных решений, собранных в одной машине.

Работы над Т-4 стартовали в 1961 году. По заявке военных самолет «Сотка» должен был стать боевой машиной для разведывательных стратегических операций и нанесения ударов. В конкурсе представленных проектов будущего монстра победило бюро Сухого, оставив позади себя не менее известных создателей знаменитых советских самолетов ОКБ Туполева и Яковлева.

Три особенности Т-4

Ключевой характеристикой Т-4 стала его невероятная скорость, что в теории должно было уберечь машину от вражеского ПВО. Впереди самолета тандемно расположились отдельные кабины для пилота и штурмана, где в каждой был предусмотрен откидной люк на случай непредвиденной аварийной ситуации. Для спасения военных самолет также оборудовали сиденьями с катапультными механизмами, с помощью которых оставить кабину можно было на любой скорости и высоте полета.

Второй немаловажной изюминкой «Сотки» стала отклоняющаяся конструкция носа. В положении снизу носовая часть не мешала переднему обзору, что упрощало управление Т-4 на земле, а также посадку и взлет. По воспоминаниям испытателей, самолет плавно отрывался от аэродрома, легко выдерживая взлетный угол. Когда «Сотка» разгонялась до ультра высоких скоростей, нос становился своеобразной защитой для остекленной части кабины, загораживая ее собой и уменьшая сопротивление встречных воздушных потоков. После того как передний обзор был закрыт, на помощь в управлении приходили различные приборы. Также для экипажа предусматривался перископ, обеспечивающий неплохую видимость.

Перед инженерами КБ Сухого встала непростая задача – как сохранить надежность всей конструкции и найти подходящие материалы, которые смогли бы обеспечить полноценную работу самолета в режиме высоких рабочих температурах. И тут появляется третья особенность Т-4 – в его устройстве на тот период конструкторы массово использовали высокопрочные титановые сплавы, конструкционную и нержавеющую сталь.

Только испытания

С середины 60-х до середины 70-х всего было изготовлено четыре версии самолета: три машины для летных и одна – для статических испытаний. Первый ультра скоростной самолет Т-4 «Сотка» совершил пробный полет в 1972 году, и затем в течение двух последующих лет (вплоть до 1974 года) продолжались экспериментальные запуски сверхзвуковой инновационной для своего времени машины. Всего было совершено около 10 полетов.

Несмотря на успехи конструкторов, создавших уникальный самолет, в 1974 году проект Т-4 закрылся по указанию профильного авиационного Министерства. Главная причина этого не было озвучена и неизвестна до настоящего времени. Предположительно, проект могли посчитать слишком затратным либо не имеющим перспектив развития. Также среди возможных причин называют отсутствие возможностей у КБ Сухого для организации расширенных испытаний и загруженность специалистов, которые вели работы над проектом будущего истребителя Су-27. Кроме того, в конце 60-х появились новые технические требования, под которые Т-4 уже не попадал.

Сейчас единственный Т-4 – самолет, в определенном смысле ставший уникальной единицей своего времени, сохранился в Центральном музее ВВС (Монино).