Самое время об этом вспомнить.

С чего все начиналось?

Первые мысли о создании самолетоподобных космических кораблей, способных выходить на орбиту по нескольку раз, появились в СССР в середине прошлого века. Подобные аппараты должны были стать альтернативой «традиционным» многоступенчатым ракетам. Позже они могли лечь в основу программ по освоению межпланетного пространства. Но пока полеты к другим небесным телам Солнечной системы, за исключением Луны, оставались по большей части мечтами конструкторов.

В шестидесятых годах прошлого столетия Соединенные Штаты и Советский Союз начинают конструировать военные орбитальные самолеты. Никто не хотел рисковать и отставать в гонке вооружений. В США имелись идеи по созданию X-20 Dyna Soar, у СССР разрабатывался засекреченный проект «Спираль». Обе программы были закрыты.

Однако уже вскоре, в 1972 году, американцы начали активно работать над программой Space Shuttle. И советское руководство решило не отставать.

Обсуждение о необходимости создания собственной многоразовой космической системы начинается с апреля 1973 года. К работе привлекаются ведущие головные научно-исследовательские институты, а также предприятия ВПК. Сначала они должны были выработать план дальнейших действий. В разведке тоже не бездействовали. Уже в 1975 году советские инженеры получили в свое распоряжение чертежи американского многоразового космического шаттла.

В 1976 году начинается активная работа над созданием орбитального корабля «Буран». Цели и задачи новой программы будут рассекречены только лишь спустя десятилетия. Речь шла о создании корабля многоразового использования, способного подымать на орбиту и возвращать с нее космонавтов, а также справляться с доставкой в космос полезных грузов, включая искусственные спутники различного назначения.

Дополнительно сотрудникам научных центров вместе с высшими армейскими чинами необходимо было продумать использование подобных устройств в военных целях на случай возможного противостояния с вероятным противником.

Благодаря совместным усилиям был выработан четкий план дальнейших действий.

«Энергия – Буран»

Уже в начале восьмидесятых тушинский машиностроительный завод приступает к созданию первого опытного образца в рамках новой программы. Она получает название «Энергия – Буран». Ее целью становится производство и запуск кораблей нового типа, способных запускаться на орбиту в многоразовом режиме.

Уже в 1984 году появляется полноразмерный макет-планер. Над работой продолжают трудиться восемьдесят шесть ведомств и министерств. В процессе опытного образца задействовано почти 1300 предприятий со всех уголков Советского Союза. В том же году начали формироваться формирование экипажи для испытательных полетов.

Кабина «Бурана» должна была вмещать до десяти человек. А грузоподъемность корабля рассчитывалась с возможностью вывода на орбиту до тридцати тонн груза. Спустить же на Землю корабль мог бы около двадцати тонн груза.

10 ноября 1985 года полноразмерный аналог «Бурана» с обозначением «машина 002 ГЛИ» совершил первый атмосферный полет под управлением Игоря Волка и Римантаса Станкявичюса.

Наш ответ американцам?

Во многих источниках можно найти информацию, что программы «Энергия – Буран» и вовсе не существовало бы без заокеанского Space Shuttle. Американские многоразовые челноки стали официально разрабатываться в 1972 году, о чем публично рассказал президент Никсон. Однако ряд рассекреченных документов позволяет предположить, что в СССР к тому моменту тоже велась аналогичная работа.

Самые скептично настроенные граждане до сих пор заявляют, что без украденных чертежей американского шаттла и вовсе не было бы никакого «Бурана». Но они забывают, что отечественный корабль по ряду характеристик, начиная от грузоподъемности и заканчивая возможностями электроники, существенно превосходил конкурента из США.

Безусловно, без наличия серьезного вероятного противника в лице Штатов на программу «Энергия – Буран» было бы затрачено гораздо меньше средств. Но говорить о том, что советский орбитальный корабль появился на свет лишь в качестве ответа американцам – слишком громкое заявление.

С огромной долей вероятности «Буран» и так отправился бы в космос. Но без участия военных на его разработку точно понадобилось бы гораздо больше времени.

Первый и последний полет

15 ноября 1988 года ракета-носитель «Энергия» стартует с Байконура с «Бураном» на борту. Аппарат благополучно выводится на околоземную орбиту и совершает вокруг нашей планеты два витка. Полет продолжительностью 205 минут завершается посадкой на аэродроме «Юбилейный» все того же Байконура.

Испытания прошли удачно.

Примечательно, что полет был совершен без единого человека на борту. За осуществление всех маневров, включая приземление на «Юбилейном», отвечала отечественная электроника. «Буран», управляемый бортовым компьютером, даже умудрился совершить неожиданный маневр, чтобы сесть на взлетно-посадочную полосу против ветра и тем самым погасить скорость.

К сожалению, это был единственный полет «Бурана» в открытый космос.

В 1990 году дальнейшее развитие «Бурана» было поставлено на паузу. Спустя тридцать с лишним месяцев программу закрыли по решению Совета главных конструкторов при НПО «Энергия». За все время существования проекта проводилось строительство пяти экземпляров «Бурана».

Корабль 1.01 побывал в космосе и долгое время простаивал в ангаре монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. В мае 2002 года он был практически уничтожен в результате обрушения крыши.

Корабль 1.02 готовился к запуску на орбиту. Он должен был отправиться на стыковку со станцией «Мир» с экипажем на борту. Полет не состоялся. Сейчас этот «Буран» является экспонатом музея Байконура.

Планер 2.01 был готов менее чем на 50%. Долгое время он простаивал у Тушинского машиностроительного завода, затем его переместили к Химкинскому водохранилищу.

В 2011 году появилась информация, что «Буран» будет отреставрирован в ЛИИ Жуковского. Планер 2.02 успели собрать лишь на 20%. Затем он был полностью разобран.

Планер 2.03 в целях экономии средств так и не был создан.

Заключение

«Буран», который оказался в Книге рекордов Гиннеса в качестве самого большого космического корабля, побывавшего на орбите Земли без экипажа, а затем успешно вернулся на космодром, до сих пор вызывает восхищение. Его по праву можно считать настоящей легендой.

Легендой, от которой дух захватывает даже спустя поколения.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней