Основанная в 2008 году Bloober Team сперва занималась совсем небольшими проектами, в том числе для мобильной платформы. Первой серьезной работой стал Layers of Fear 2016 года. Атмосферный «хоррор-шагалик» был достаточно тепло принят, хотя геймплейно не предлагал чего-то интересного. Студия же решила полировать свои навыки в любимом жанре, усложняя истории и постепенно наращивая «геймплейное мясо». Так появились киберпанк-детектив Observer, мистическая The Medium с путешествием в потусторонний мир и потрясающий ремейк Silent Hill 2. Хотя в последнем поляки особо ничего не изобретали, а лишь грамотно перенесли.

Bloober Team могли писать хорошие истории, но вот с геймплеем все никак не получалось. Поэтому все их предыдущие работы попадают под жанр «психологический хоррор». В лучшем случае игрокам позволяли лишь прятаться да убегать. Cronos: The New Dawn – уже представитель survival horror, так что помимо интригующей истории вам придется поднапрячься и выжить в альтернативной Польше будущего.

Новая Заря

Чего у Cronos точно не отнять, так это  «тягучей» атмосферы конца света, которую задают буквально с первых минут. Хотя здесь нет такого же яркого и захватывающего вступления как в Dead Space. Согласитесь, прибытие на «Ишимуру» и последующая атака некроморфов вызывают трепет, восторг и панику одновременно. В Cronos все куда проще и спокойнее. Нас вводят в курс дела небольшими загадочными репликами, а первые локации не блещут какими-то красотами. И это, пожалуй, один из ключевых недостатков – завязка слишком медлительная и до первой относительно важной кат-сцены придется «топать» час-полтора.

Мы играем от лица некого Путника, который пробуждается в капсуле-додекаэдре. Судя по голосу - это девушка, на костюме которой красуется номер ND-3576. Система проводит оценку когнитивных способностей – прямо как в «Бегущем по лезвию 2049». Ничего не понятно, но безумно интересно. Получив свое первое оружие, Путник выходит наружу, и нам открываются постапокалиптические виды Новой Зари. Небольшого польского промышленного городка, застывшего в 80-х годах.

Правда, каких-то впечатляющих пустошей в стиле Fallout ждать не стоит. Город прямо как Silent Hill окутан дымкой, поэтому большую часть игры видимость будет не дальше ста метров. Даже открытые пространства здесь получились очень камерными, но от этого еще более атмосферными. Не спешите кидаться тапками – впечатляющие виды все-таки попадаются. Как правило, каждый из них связан с разрушительной временной аномалией, которая оставляет неизгладимый след на советской архитектуре. На главной обложке игры как раз одна из таких.

Отыскав своего мертвого предшественника, мы получаем базовую информацию о задачах Путника. «Предназначение» велит искать ключевых людей для «экстракции». Вот только в этом времени людей уже не осталось – человечество полностью истреблено. Единственный способ – найти временные разломы, с помощью которых Путники отправляются в определенную точку прошлого и «изымают» целевых людей. Первый из таких разломов находится в «парящей» многоэтажке.

Лор процентов на восемьдесят подается через записки и аудиодневники – излюбленный прием для подобных игр. Насколько все это будет интересно – зависит от вашего погружения в историю. Мы же рекомендуем действительно вчитываться и вникать, ведь через набор записок рассказана чья-то история. И почти все они как-то переплетаются между собой. Вот мы встречаем упоминание Лидии Мажец, которая отчаянно ищет своего пропавшего сына. Находим записи и о муже женщины. А чуть позже и самого сына – Марселя Мажец. Правда, не его тело, а саму экстрагированную «сущность». Но об этом – немного позже.

К счастью, в игре придется не только читать. Для Cronos: The New Dawn сделали неплохо поставленные кат-сцены. Некоторые из них получились действительно сильными и иногда даже пробирают до мурашек. В лицевой анимации и проработке чувствуется бюджетность, но на это практически не обращаешь внимания. Да и в большинстве роликов фигурируют лишь Путник и еще один ключевой персонаж – оба облаченные в костюмы с шароподобной головой. Еще один популярный прием в survival horror как сэкономить на разработке.

Город Новая Заря был создан на основе Кракова, который возвели после Второй мировой советские власти. Так что отечественные геймеры часто будут ловить себя на мысли, что уже где-то видели этот двор, магазин или даже квартиру. Вот на стене висят иконы, там буквально ковер как у вашей бабушки, а на дорогах виднеются заброшенные военными БМП. Даже новогодняя елка с игрушками вызовет слезу ностальгии. По ходу игры вы посетите буквально все ключевые локации типичного советского городка – жилую многоэтажку, металлургический завод, вокзал, больницу и местный храм. Каждая из них по-своему красива и таит немало секретов.

Но никакой легкой прогулки ждать не стоит. Cronos почти сразу же дает понять, что мир настоящего крайне опасное и неприветливое место. Город окутали наросты биомассы, а по улицам и в домах скрываются твари, которые получились ничем не хуже некроморфов. Как минимум визуально и с точки зрения звукового сопровождения у Bloober Team получился просто отличный результат.

Стоны и вздохи сплетенных в биомассе остатков людей – зрелище впечатляющее. Бывалым любителям жанра страшно не будет, но легкое сужение в заднем проходе игра вызвать сможет. Достигается этот эффект не только звуком. Большинство локаций очень темные и компактные – источником света частенько является лишь фонарик. Кстати, включать и отключать его самостоятельно нельзя – разработчики сами решают, где он вам нужен, а где для нагнетания саспенса свет лучше отключить.  Так что твари нередко выскакивают в самый неожиданный момент, а отсутствие места для маневра нехило нагоняет панику.

Но не стоит бояться – в вашем распоряжении все необходимое, чтобы дать отпор.

Не позволяй им сливаться

Смогли ли хоть в этот раз Bloober Team приделать интересный геймплей? И да и нет. Все дело в том, что у поляков получилась дикая солянка из всего того, что вы видели в тех же Resident Evil, Dead Space и даже The Evil Within. Главный герой в футуристичном массивном костюме и тяжелой поступью – есть. Возможность топтать все вокруг – есть. Разбивающиеся ящики с желтой краской – есть. Как на счет комнат сохранения и ограниченного инвентаря? Куда же без него. Недаром многие окрестили Cronos как «Dead Space у нас дома». Впрочем, если вы ждали от студии каких-то инноваций в таком жанре – очень глупо.

Cronos: The New Dawn не удивит ничем принципиально новым, если за плечами хотя бы одна часть Dead Space. Но все, что сделано в игре – работает совсем неплохо. И это доставляет удовольствие, ведь все составляющие для напряженного survival horror по факту присутствуют.

Начнем с оружия. В игре представлены по две разновидности дробовика, тяжелого пистолета и автоматической винтовки. Плюс одна особая «вундервафля» – патронов мало, но бьет так, что ошметки тварей разлетаются во все стороны. Причем часть из этих пушек можно пропустить, если не обследовать окружение. И тут есть одна изюминка. Все дело в том, что у основных версий оружия есть два режима стрельбы. Первый – обычный выстрел по нажатию клавиши. А второй требует подзарядки. Нужно удерживать кнопку мыши 1-2 секунды, после чего произойдет заряженный выстрел. Вот только в это время экран фокусируется на перекрестии прицела, движения ограничены, а оружие еще и потряхивает. Естественно, заряженный выстрел наносит больше урона, но что важно – тратит все тот же один патрон.

И на этой механике разработчики постарались построить геймплейное ядро. Хотите максимально экономить ресурсы – учитесь стрелять с подзарядкой. Это означает, что нужно грамотно подобрать расстояние до цели. Не слишком далеко, иначе из-за разброса можно просто промахнуться. И не слишком близко, чтобы успеть сделать выстрел до того, как монстр даст вам смачную оплеуху. Учитывая, что даже арены с боссами здесь попадаются размером буквально с пару комнат, «дырявить» тварей заряженными атаками не такая уж и простая задачка. Это добавляет напряжения в геймплей и не превращает игру в обычный тир. Вторые версии модификаций стволов уже лишены этой атаки, но открывают какую-то дополнительную особенность.

Разнообразие тварей, которых называют «сиротами», здесь невелико, но однотипностью сражений Cronos точно не разочарует. Есть здоровяки, паукообразная живность, умело ползающая по стенам и потолкам, личинки-бомбы, плюющиеся монстры и несколько бронированных подвидов существ.  Отдельно хочется похвалить боссов – каждое сражение предлагает что-то новенькое.  Они радуют как визуальным исполнением, так и какими-то уникальными фишками в поведении.

Одна из особо рекламируемых механик игры – то самое слияние. Все дело в том, что живые «сироты» могут поглощать трупы своих собратьев, причем впитывая их особенности. Бороться с этим можно с помощью огня, сжигая трупы. Однако по факту прибегать к этому практически не приходится. Во-первых, базово доступен лишь один зажигательный баллон. Новый можно скрафтить или взять на специальной станции подзарядки. Однако каждый раз бегать за баллоном и сжигать все трупы на локации бессмысленно. Тем более с учетом того, что второй раз мы почти никуда не возвращаемся. Зачистив какую-то комнату, с вероятностью 90 % вы там уже не встретите новых «сирот». А значит и трупы поглотить никто не сможет.  Плюс куда проще остановить слияние, просто выстрелив по монстру во время этого процесса. К тому же огненный заряд куда выгоднее использовать при атаке множества противников – пламя бьет по площади и временно вводит окружающих в ступор.

Среди дополнительных гаджетов – мины-липучки, взрывающиеся при контакте с противником. Дополняется этот набор тремя типами аптечек. И все – больше гаджетов в игре не будет. Ни аналога кинезиса, ни стазиса, но зато есть простенькая система крафта на основе двух типов ресурсов – химикатов и деталей. На точках сохранения можно проводить улучшения – за особые ядра и местную валюту. Прокачка самая базовая – слоты инвентаря, уровень HP, урон, стабильность, скорость зарядки и перезарядки оружия, лимит ресурсов.

А вот пассивные навыки сделаны хоть с каким-то творчеством. У Путника есть так называемый «филактерий» – хранилище для извлекаемых «сущностей» – сознаний спасенных людей. Каждый спасенный человек дает свой пассивный навык. Плюс личности, которые хранятся в филактерии, иногда могут давать свои  уникальные комментарии об окружении – что весьма интересно. Загвоздка в том, что одновременно носить с собой мы можем не больше трех сущностей. И если вы хотите взять кого-то с более выгодным умением – старого придется удалить навсегда. Это буквально убийство, которое нередко сопровождается до мурашек пронзительными звуками.

Боевые участки, как и полагается подобным играм, обычно разбавляют головоломками. Правда, в Cronos: The New Dawn правильнее сказать «пазлами». Задач уровня Silent Hill здесь всего одна, где нужно на основе стиха-загадки правильно расставить предметы. Все остальное – это мини-пазлы по активации аномалий, которые открывают проход или восстанавливают разрушенный мост. Попадаются аномалии и в бою, когда можно «отмотать» время и восстановить взрывающуюся бочку. Последние в Bloober Team особенно любят – канистры с топливом и баллоны с газом щедро растыканы почти на всех аренах. Причем взрывать их можно просто рукопашной атакой не получая урон! Это немного разочаровывает, ведь не приходится думать о выборе позиции, чтобы взрывом не поранило и себя.

Ближе к финалу появляются пазлы, связанные с электричеством. Расставить на стенах/потолках метки, чтобы провести электрический сигнал от одной коробочки к другой. Ничего сложного, но в таком небольшом разнообразии даже это освежает игру. Не забыли и про «коллекционные предметы» – котиков! Абсолютно никак не обоснованные повествованием котейки каким-то образом выжили в пустующей и населенной монстрами Новой Заре. Но кого это волнует, когда вы можете каждого из них погладить!

В Dead Space одними из самых зрелищных моментов были полеты в космосе. Как минимум во второй части и ремейке первой. В Cronos: The New Dawn есть и такое. Точнее – кастрированные полеты в невесомости. Заключаются они в заскриптованных сценах пролета от одной магнитной платформы к другой. Выделяется это разве что за счет нестандартных ракурсов. Когда, например, ты ходишь по потолку вверх ногами и отстреливаешь тварей.

Развешанные ружья

У Cronos: The New Dawn со старта была серьезная заявка на крышесносный сюжет. Постапокалипсис, временные аномалии, неизвестная болезнь, таинственная организация под названием «Объединение», которая коллекционирует сущностей. Кто такие Путники, откуда появился вирус? Что произошло на металлургическом заводе и какую роль во всем этом играет наша героиня? По мере прохождения появляется еще больше вопросов, которые только подогревают интерес. Причем некоторые намеки оставили буквально одной запиской, как будто с заделом на сиквел.

Но в финале ждет преимущественно разочарование. Нет, на ключевой вопрос происходящего Cronos как бы отвечает и даже красиво складывается, зацикливая всю историю. Но как только вы пытаетесь взглянуть на лор чуть пристальнее, то отовсюду начинают выглядывать вопросы. Ответов на которые просто нет. С одной стороны недосказанность – хороший прием, чтобы произведение постоянно оставалось в уме, вынуждая фанатов строить самые разные теории. И с Cronos это сработало. С другой – игре не хватает какой-то «вау-концовки», как это было с той же Bioshock Infinite. Финал здесь чем-то похож на Silent Hill – есть две основных и одна секретная концовки, которые как бы остаются открытыми и дают волю фантазиям.

Если вы недавно проходили ремейки Dead Space и Silent Hill 2, а хочется еще – Cronos: The New Dawn прекрасный выбор. Она красиво выглядит, очень атмосферная, предлагает в целом достойный научно-фантастический сюжет и самое главное – работает как survival-horror. Без инноваций и  откровений, с некоторыми недоработками на свой личный вкус и надеждой, что в будущем выйдет хоть что-то, раскрывающее эту вселенную чуть лучше.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней