В чем идея

Концепция создания нового вида транспорта, который превосходил бы по скорости действующие поезда, принадлежит известному изобретателю, основателю компаний SpaceX и Tesla Илону Маску. Впервые Илон Маск озвучил свой замысел в 2012 году. Идея заключается в строительстве между городами вакуумных тоннелей с разреженным воздухом, в которых перемещаются алюминиевые пассажирские капсулы со скоростью от 500 до 1200 км/час. Каждая из капсул имеет в носовой части турбину, которая перерабатывает воздух и разгоняет капсулу, одновременно приподнимая ее как на воздушной подушке.

В то время как Илон Маск запустил идею, за ее реализацию взялись другие компании. С момента официального представления проекта Hyperloop появилось несколько сторонних корпораций, которые решили воплотить концепт высокоскоростной замены поездов. Так, на европейской территории первый 500-километровый тоннель с капсулой должен появиться между городами Стокгольмом и Хельсинки, преодолевая это расстояние менее чем за 30 минут. Также ожидается строительство системы Hyperloop и в Дубае.

Компания Virgin Hyperloop One анонсировала строительство тоннеля протяженностью 90 км между индийскими городами Пуна и Мумбаи. По некоторым оценкам, поезд Hyperloop сокращал время в пути между ними с 3,5 часов до получаса. Стоимость поездки на таком транспорте оценили в 142 доллара, при этом в обычном поезде она стоит 16 долларов.

Hyperloop в России

В России на концепцию скоростной системы Hypeloop тоже обратили внимание. Проекты ее реализации предлагались на маршруте Москва-Сочи, на Дальнем Востоке и между Санкт-Петербургом и Москвой. Последний вариант, как самый востребованный, и стал предметом анализа. Исследователи учитывали несколько важных параметров, включая стоимость всего строительства, его окупаемость, минимальный пассажиропоток.

Эксперты подсчитали, что для окупаемости проекта за 20 лет ежедневно пользоваться поездками в Hypeloop должны от 4 до 14 тысяч пассажиров. При таких характеристиках и с учетом полной заполняемости скоростных капсул эксперты вывели среднюю стоимость такой поездки – в пределах 27 тысяч рублей, при этом время в пути составит 33 минуты.

При таких расчетах стоимости билета исследователи назвали основными пассажирами системы Hyperloop бизнес-сообщество и часть населения с соответствующим уровнем дохода. При этом они не смогут обеспечить нужное число пассажиров в день для окупаемости проекта в приемлемые сроки. Таким образом, эксперты посчитали строительство тоннеля Hyperloop по маршруту "Москва-Петербург" нецелесообразным, несмотря на потребность в расширении транспортных путей между этими городами.