Предупрежден – значит вооружен

Еще на стадии проекта конструкторы рассчитывали, как можно максимально защитить будущий штурмовик от возможных атак различных видов вооружения. Поиск решения осуществлялся и математическими расчетами, и с помощью макетных образцов, которые использовались в тестах с применением боевого оружия и ракет. После всех испытаний на выходе инженеры придумали уникальный комплекс безопасности, включая бронирование и не только.

Чтобы вовремя обнаружить возможную угрозу и затем уклониться либо предотвратить атаку, Су-25 «Грач» получил ряд специальных механизмов защиты. Одним из них являлась станция обнаружения, которая умела распознавать излучение радиолокационных приборов зенитных комплексов или истребителей, своевременно предупреждая о возможной опасности.

Для создания помех в работу радиолокационных приборов противника, начиная с самых первых модификаций, в самолете предусматривалась станция, которая ловила сигнал недружественного РЛС, проводила обработку и затем посылала в обратную сторону, дополнив его помеховой модуляцией.

Брони много не бывает

Базовой защитой самолета стала цельносварная конструкция кабины, изготовленная из титановых панелей. Кроме того, штурмовик Су-25 в качестве еще одного элемента безопасности получил бронированное стекло в лобовой части. В целом устройство кабины продумывалось с учетом расположения основных частей машины. В результате и обшивка, и различные детали стали также служить дополнительной безопасностью для летчика, обеспечивая ему защиту со всех ракурсов, в том числе от снарядов крупнокалиберных пулеметов.

Ближе к концу 80-х внутренние компоненты «Грача» стали также дополнительно закрывать бронированными плитами. Их стали располагать между двигателями и расходным баком, рядом с маслобаком правого двигателя, в хвостовой части для укрытия топливопроводов. Бронированная деталь под килем служила защитным щитом для некоторых элементов управления. Немного позже бронированные элементы защиты добавились в охрану прицельных и навигационных механизмов Су-25.

Первые версии штурмовика получили около 750 кг дополнительного веса за счет бронированной защиты основных элементов, масса которой постепенно росла с появлением более поздних версий самолета, оснащенных новыми деталями. С 1988 года полный комплект бронированных, стальных и алюминиевых элементов достигал веса более 1 тонны.

Выживаемости самолета в опасных условиях наряду с особой компоновкой «Грача» способствовали и разные инженерные решения. Одним из них стало увеличение дистанции между двигателями, которое должно было уменьшить возможность их одновременного повреждения. Дополнительно конструкторы приняли меры для повышения устойчивости комплекса управления, элементов топливной системы и других важных механизмов.

Дополнительно самолет Су-25 оснащен комплексом пожаротушения. Ее изначальный вариант состоял их двух огнетушителей, сигнализации и распыляющих коллекторов для подвода тушащей смеси в сторону двигателей. Затем система пожаротушения дополнилась еще двумя огнетушителями и новыми коллекторами, которые стали распространять свое действие еще на рядом расположенные отсеки. Система управлялась одной кнопкой, активация которой перекрывала подачу топлива в двигатель и активировала огнетушитель.

С момент появления первой машины семейство Су-25 пополнилось несколькими модификациями. Их отличия от первого самолета в основном были связаны с элементами бортовой аппаратуры. Средства безопасности при этом оставались прежними, поскольку не требовали принципиальной перестройки и хорошо себя зарекомендовали. Кроме замены отдельных компонентов общий принцип обеспечения защиты самолета оставался неизменным.