|
Особенности ракет малой и средней дальностиДо начала 70-х годов XX века политика ядерного сдерживания, если не оправдывала действия верховных главнокомандующих сверхдержав, то хотя бы была проста как дважды два. Межконтинентальные ракеты могли поразить любой участок суши противоборствующего государства, но из-за продолжительного подлетного времени и легкости детектирования ракет ПРО системами существовала опасность, что противник мог приступить к контрмерам и запустить в ответ серию ядерных боеголовок. Таким образом, каждый участник войны понимал, что удар по вражескому государству был равноценен уничтожению собственной отчизны. Все изменилось в середине 1970-х годов с развитием оружия нового поколения – ракет с инфракрасным и лазерным наведением, способных совершать удары по целям с точностью до 30 метров. Эксперты заговорили о новом типе войны, когда нет необходимости наносить массивные атаки по противникам, достаточно лишь «обезглавить» страну, нанеся точечный удар по офису главнокомандующего и стратегически важным целям, таким как системы ПРО на границах государств. Именно «обезглавливающий удар» стал основой нового концепта военной политики США, что, разумеется, отразилось на последующих решениях СССР. Возвращаясь к ракетам малой (до 500 км) и средней дальности (до 5000 км) стоит заметить, что в отличие от континентальных они имеют на порядок меньший промежуток подлетного времени и в связке с точечным наведением позволяют нанести удар еще до момента их обнаружения вражеским государством. Баллистические и крылатые ракеты оказались идеальным оружием, поэтому нет ничего удивительного, что власти США и СССР начали синхронно наращивать количество установок ракет средней и малой дальности. Первыми отметились США в 1974, установившие в странах Западной Европы модифицированный комплекс ракет средней дальности. Маневр не остался незамеченным и уже в 1977 году после вступления Д.Ф. Устинова на пост министра обороны СССР, советское государство на границах с западной Европой разместило более 300 ракетных комплексов средней дальности РСД-10, прозванных «Пионерами». Тотальное доминирование СССР в пределах Европы вызвало значительное опасение со стороны США, что вылилось в установку 572 ракет «Першинг-2», способных в течение 6-8 минут уничтожить все советские установки. Эскалация конфликта не была на руку как США с Россией, так и странам Европы, поэтому уже в 1980-х начались первые переговоры по двухстороннему разоружению. Как сказать, двустороннему, действующий президент США Рональд Рейган предложил «нулевой вариант», обязующий СССР отвести все РСД-10, но не учитывающий ракетные комплексы США на территории Франции и Великобритании. Оттепель началась только с приходом Горбачева, который вероятно почувствовав будущий крах Советского Союза, пошел на ряд компромиссов, что привело в 1987 году к подписанию договора о полном уничтожении РСМД на территории США, Европы и СССР. Сколько ракет средней и малой дальности ликвидировали на самом деле?Как ни странно, но все ракеты, в этом не может быть сомнений. Соглашения, принятые в ДРСМД, обязывали стороны проводить разоружение под пристальным наблюдением заграничных инспекторов, поэтому в интересах США и СССР было провести максимально дотошный осмотр и соблюсти строжайший контроль выполнения всех пунктов договора. Как итог – в июне 1991 года завершился процесс по ликвидации ракет и пусковых установок типа «Пионер», «Першинг-2», «Ока» и OTP «Lance-2», запускающих нейтронные боеголовки. На ближайшие десять лет установился паритет в военной политике и двухстороннее перемирие между США и Россией. Взаимные обвинения и настоящие причины выхода из ДРСМДПервым человеком, заговорившим во всеуслышание о необходимости России расторгнуть договор о ракетах средней и малой дальности был Владимир Путин в июне 2000-го год в ответ на желание Джорджа Буша младшего выйти из договора об ограничении систем ПРО. Следующим очагом напряжения между странами стало развертывание со стороны России в 2007 году ракетных комплексов класса «Искандер», но по словам министерства обороны РФ, они не нарушали договоренностей, так как оснащаются ракетами с дальностью ниже 500 километров. Подобная история повторилась в 2017 году, когда издание New York Times сообщило об установке на территории России комплексов «Искандер-К», вооруженных крылатой ракетой средней дальности. Российские власти вновь сослались на тот факт, что диапазон удара ракет не превышает 500 километров, но комплексы «Искандер-К» при необходимости могут быть оснащены ракетами с увеличенной дальностью, что полностью противоречит постановлениям ДРСМД. Как следует из договоренностей, США и Россия не имеют права производить ракеты с дальностью поражения свыше 500 километров даже при том условии, что они никогда не испытывались на тестовых полигонах. От правительства США ответных мер долго ждать не пришлось и уже в 2016 году на территории Румынии развернулся ряд ракетных комплексов Mark-41. Кроме прямого позиционирования в качестве противоракетных комплексов, они могут оснащаться крылатыми ракетами средней дальности «Томогавк». Здесь мы видим прямое нарушение условий ДРСМД и благоприятную почву для растущей обеспокоенности со стороны Министерства обороны России. Как и в случае с «Искандер-К», заранее практически невозможно определить, какой тип ракет установлен на Mark-41. Так какие реальные причины полноценного выхода США из договора о ракетах малой и средней дальности? Исходя из слов политолога Университета штата Теннесси Андрея Коробкова, действия западных стран обусловлены не защитой или возможной агрессией к России, а прежде всего в качестве сдерживающей силы, направленной на ракетные комплексы Китая. Принятый в 1987 году договор учитывал только лидирующие стороны в холодной войны ХХ века – Россия и США. Тот же Китай, который ведет обособленную политику и не ограниченный рамками договора, успешно наращивает военный потенциал и по оценкам экспертов имеет на вооружении более 1000 ракет. Поэтому нет ничего удивительного, если Трамп, особенно учитывая его резко негативные высказывания в сторону КНР, вышел из ДРСМД, преследуя цели догнать в гонке вооружений Китай. Похожие мотивы звучали и из уст российский политиков. Хоть на официальном уровне Россия не заявляет о возможной угрозе со стороны Китая, но в 2014 году Владимир Путин выразил опасения, что политику сдерживания преследуют только США и РФ. В первой половине 2000-х действующий министр обороны России Сергей Иванов высказался в похожем ключе и назвал ДРСМД «реликтом холодной войны», ссылаясь на наличие ракет малой и средней дальности у стран, не входящих в договор. Слова политика не лишены здравого смысла, ведь Индия, Пакистан, Иран и Израиль имеют на вооружении ракеты средней дальности, способные поразить любые цели на территории России. Холодная война 2.0: стоит ли бояться последствий выхода США и России из ДРСМД?Разумеется, растущая напряженность между сверхдержавами и бряцание политиков запасом боеголовок по понятным причинам пугает цивилизованный мир, не желающих топтать под собственными ногами ядерный пепел. Но мы не ожидаем, что в ближайшие годы начнется повторение сценария холодной войны. В первую очередь исходя из финансовых соображений. Наращивание ракетного потенциала потребует от стран колоссальных вложений средств и это в условиях, когда наблюдается снижение военных расходов. В случае с Америкой Трамп по щелчку пальцев не сможет получить денежные ресурсы на разработку и производство ракетных комплексов, последнее слово всегда остается за Конгрессом. В случае с Россией ситуация еще более сложная: ни для кого, надеемся, не секрет, что экономическая ситуация в РФ в последние годы оставляет желать лучшего, поэтому правительство едва ли способно без ощутимых для себя последствий многократно повысить бюджет на военные расходы. |
Популярные публикацииСамые популярные публикации по теме
|