Uber ожидает решения от Управления по патентам и товарным знакам США. В 2016 компания внесла заявку на патент технологии, которая помогла бы райдшеринг-сервису определять, насколько сильно пьян клиент по его взаимодействию со смартфоном.

Идея все еще находится на ранней стадии разработки, и Uber не планирует немедленно браться за ее практическое применение.

Как и в случае с другими технологиями, работающими на основе искусственного интеллекта, новая идея поднимает вопросы о том, как она будет функционировать, и о том, как Uber будет использовать и хранить данные о состоянии здоровья и образе жизни своих клиентов.

Некоторые эксперты в области конфиденциальности предупреждают о том, что подобная функция может привести к дискриминации некоторых категорий лиц, в том числе и тех, кто страдает от физических недостатков. И они опасаются, что практическое применение этой технологии может привести к тому, что выпивший человек откажется от вызова таксиста Uber и сам сядет за руль.

«Мы постоянно придумываем новые способы улучшения работы нашего сервиса», - говорит Джоди Пейдж, представитель Uber. – «Мы патентуем много идей, но далеко не все они потом применяются на практике».

В данной патентной заявке, которая была подана еще в декабре 2016 года, технология описывается следующим образом. При получении нового заказа система собирает данные о клиенте, анализирует их и отправляет результат водителю. Чтобы предсказать состояние и поведение пассажира, система обрабатывает данные о его прошлых заказах: насколько адекватно он обычно ведет себя в салоне, насколько дружелюбен с водителем, употреблял ли алкоголь и т. д. Также система фиксирует количество опечаток в сообщении и угол наклона, под которым клиент держит смартфон. На основе этого ИИ определяет, как сильно текущее поведение пользователя отличается от его обычного. После этого водитель может получить предупреждение о «возможно нетипичном состоянии клиента».

Пока неясно, как идея будет применяться на практике, если она получит одобрение, и станет ли Uber вообще ее использовать. Одна только патентная заявка вызывает массу обсуждений.

Джон Симпсон, директор отделения Privacy Project некоммерческой организации Consumer Watchdog, говорит, что использование этой технологии может навредить бизнес-модели Uber, учитывая, что клиенты полагаются на службу в подвыпившем состоянии, когда понимают, что им опасно садиться за руль. Также мистера Симпсона волнует тот факт, что технология не отличит алкоголизм от заболеваний, при которых могут дрожать руки, например, болезнь Паркинсона: человека с подобным недугом приложение ошибочно посчитает пьяным.

А как же личные данные?

Джефф Честер, исполнительный директор некоммерческой организации Center for Digital Democracy, беспокоится о другом. По его мнению, система будет собирать слишком много личных данных, что впоследствии может привести к дискриминации клиентов по признаку возраста и пола, а также в плане того, как часто они задерживаются допоздна в увеселительных заведениях.

Дж.Т. Гриффин, один из глав объединения Mothers Against Drunk Driving, отмечает, что технология могла бы быть уникальным способом определения степени опьянения пассажиров. По его словам, это одно из лучших решений, которое могло бы напомнить людям, что не стоит переоценивать свои силы в нетрезвом состоянии. На вопрос о том, могут ли выпившие клиенты постесняться вызвать Uber, Гриффин отвечает: «Все решит общественное мнение. Если народ поймет, что садиться за руль пьяным - это опаснее и постыднее, чем вызвать такси, то все будет в порядке. А что касается Uber, им следует быть очень осторожными при сборе и хранении персональной информации».