Установлено, что внутренняя обшивка корабля «Союз МС – 09» имеет микротрещину. Тут – же были приняты меры по ликвидации аварии. При помощи эпоксидной смолы повреждение устранили. Затем, для надежности, все покрыли специальным герметизирующим составом.

Микротрещина или дыра?

 Через некоторое время появилась информация о том, что это не микротрещина, а отверстие большего диаметра. Возможно, оно появилось в результате сверления. Опасности для возвращения корабля на Землю данное повреждение не представляло, так как располагалось в бытовом отсеке, а не в спускаемом аппарате.

 Сначала решили, что отверстие образовалось из – за попадания в корпус корабля небольшого метеорита. Однако, позже выяснилось, что повреждение могло образоваться еще на Земле, когда аппарат собирали.

 Из числа специалистов Ракетно – космической корпорации «Энергия» была создана комиссия для расследования и установления виновных. Там обещают представить официальные сведения о происшествии и доклад во второй половине сентября.

 Однако, как это нередко бывает, некоторые источники уже установили, что именно отверстие от сверла стало причиной разгерметизации космического корабля. Его сборка проводилась в городе Королеве, что под Москвой. Приводятся даже цитаты неназванного должностного лица.

Ищем виноватого

 Сейчас члены комиссии проводят проверку книги жалоб и предложений, которая имеется на заводе – изготовителе. В данном случае это Завод экспериментального машиностроения, который входит в состав РКК «Энергия». Эта книга предназначена для фиксации замечаний, выявленных на этапах сборки и стендовых испытаний. В ней также указываются все документы, согласно которым было проведено устранение выявленных недостатков.

 Еще один неназванный источник утверждает, что работники завода знали об имеющемся дефекте. Якобы, были проведены работы по его устранению. Повреждение подвергалось обработке с применением специального клея. Это происходило при проведении заключительных работ по сборке всего узла, имевшего на борту все необходимое оборудование. Наличие следов от клея подтвердили и сами космонавты, когда выполняли ремонтные работы. Есть ли об этом информация в книге замечаний, неизвестно.

Опрошенный источник пояснил, что корабль на полигон поступает уже в полной комплектации и готовности. В случае, если необходимо провести какие – то ремонтные работы, осуществляется соответствующее оформление. Это сложная процедура, в процессе которой регистрируется и проводится большое количество разрешительных документов. Привлекается много специалистов, контролеров разных степеней. Выносится техническое решение, требующее согласования с головным предприятием.

Версии все разрастаются

Вероятность того, что кто – то проводил в корабле сверлильные работы без разрешения, на свой страх и риск, есть, но она мала. Слишком серьезные последствия могут быть. Тем более, что аппарат без присмотра никогда не остается.

Также была выдвинута версия о том, что дыру в корпусе «Союза» мог сделать какой – то психически не уравновешенный член экипажа, из – за желания побыстрей вернуться домой. Однако, ее быстро отвергли по причине маловероятности.

 Недавно появились сведения о том, что ввиду данного происшествия, все корабли серий «Союз» и «Прогресс», дополнительно будут проверять на предмет наличия производственного брака.