Давайте разбираться, что это за чудо такое, и насколько его появление важно для всей страны.

Как все начиналось?

Информация о том, что на «КамАЗе» планируется выпуск новых карьерных самосвалов, впервые просочилась в средства массовой информации еще в 2020 году. Тогда сама компания из Набережных Челнов рассказала о своем проекте с кодовым названием «Атлант», и даже представила наработки по первой модели в серии на своем официальном YouTube-канале.

Тогда речь шла о новой машине КАМАЗ-65805, которая была предназначена для работы в средних и малых карьерах. Автомобиль с колесной формулой 10х6 и 12-литровым дизельным двигателем КАМАЗ Р6 под капотом впечатлял не только внешним видом, но и своим потенциалом. Еще бы, ведь первый самосвал из новой линейки «Атлант» мог похвастаться мощностью в пятьсот лошадиных сил, гидромеханической автоматической коробкой передач и грузоподъемностью до 75 тонн. Для сравнения, в легендарном американском тягаче Peterbilt 389 стоит двигатель на 590 «лошадок». И то этот заокеанский «сарай» хоть и выглядит впечатляюще, способен утянуть за собой прицеп массой не более 60 тонн.

Сразу же после представления модели КАМАЗ-65805, «скромные» габариты которого позволяли передвигаться самосвалу даже по дорогам общественного пользования, появилась куда более сенсационная информация. Представители российской компании говорили, что в планах имеется создание беспилотной машины в рамках линейки «Атлант».

И вот будущее наступило.

Первый взгляд

Утром 9 ноября 2023 года в Telegram-канал «Еду в Татарстан» был опубликован пост с фотографией странного грузовика. В сообщении говорилось, что футуристично выглядящий самосвал, куда-то едущий на специальной платформе, – это новое детище лабораторий ПАО «КамАЗ» через несколько минут уже в официальном сообществе компании появились первые снимки нового автомобиля. Фото были снабжены краткой надписью: «КАМАЗ Робокоп - coming soon».

Затем свои комментарии по поводу происходящего представителям различных СМИ удалось получить у Олега Афанасьева, главы пресс-службы «КамАЗа». Он пояснил, что на посте из сообщества «Еду в Татарстан» действительно их творение, беспилотный самосвал под названием «Атлант 49». И, похоже, что снимок был сделан, когда машину с только что установленной самосвальной платформой перемещали на территорию одного из научно-технических центров для дальнейших тестов  и отладки.

Что еще удалось выяснить?

Также Афанасьев сообщил, что это действительно беспилотный самосвал с колесной формулой 8х4. Из-за своего необычного внешнего вида и схожестью с героем культового боевика из восьмидесятых годов, на заводе ему уже дали прозвище «Робокоп». Технические характеристики машины пока что держатся в секрете. Однако на портале Drom.ru уже появилась информация, что с большой вероятностью самосвал оснащен 500-сильным «турбодизелем» и семиступенчатой коробкой-автоматом с ретардером. С большой вероятностью грузоподъемность нового авто составит не менее 49 тонн. Примерно столько же, сколько и у серийного KAMAZ-65201-49 (B5) с улучшенными характеристиками.

Еще Афанасьев рассказал, что «Атлант-49» после обкатки отправится в Кемерово. На местных угольных карьерах «Робокопу» предстоит пройти серию испытаний в реальных условиях. При необходимости его можно перевести на выполнение команд оператора, который находится в непосредственной близости (прямой видимости) от машины.

В остальных случаях управляться самосвал будет в полностью автоматическом режиме.

Информация для скептиков

Еще недавно многие пессимистично настроенные граждане рассуждали, что «КамАЗу» совсем скоро придет конец. Мол, с февраля 2022 года возникнут проблемы с ввозом деталей зарубежного производства, затем без технологий немецкой компании Daimler Truck и вовсе все развалится. Вышло далеко не так. В январе 2023 года «КамАЗ» получил полный контроль над совместным предприятием, которое было создано с бывшими коллегами из Германии. Незадолго до этого «Даймлер КАМАЗ Рус» переименовали в «Тракс Восток Рус».

А уже в мае беспилотники из Татарстана катались по ЯНАО. Двум машинам удалось прекрасно себя зарекомендовать на зимнике отрезком в 140 километров. В июне этого года стало известно, что автомобили с цифровым управлением успешно покатались по трассе М-11. Они проходили испытания по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург, а в кабине каждой машины находился опытный инженер, который следил за ситуацией. В июле беспилотные KAMAZ-54901 начали заниматься доставкой груза для компании X5 Group.

И еще одна важная новость. Буквально 12 ноября пресс-служба «КамАЗа» опубликовала в своей «телеге» пост с видео, на котором демонстрируется передвижение беспилотного карьерного самосвала КАМАЗ-6559, он же «Юпитер».

Так что еще не все пропало. Ждем результатов испытаний и подробных отчетов.

Заключение

Не будем забегать вперед, и радоваться раньше времени. Однако уже сейчас с уверенностью можно сказать, что «КамАЗ» – одно их самых успешных и высокотехнологичных предприятий РФ в автомобилестроении, продолжает удивлять. Такие сюрпризы, как демонстрация «Робокопа», мы любим. Теперь очень хочется увидеть его в работе. Хотя бы видео и еще немного информации с карьеров в Кемеровской области.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней