Совсем недавно игровое сообщество столкнулось с крайне печальными новостями. Компания Microsoft ликвидировала сразу четыре своих внутренних студии. Среди них довольно известные коллективы – Arkane Austin, приложившие руку к Dishonored и Prey (2017), а также  Tango Gameworks, которая выпустила яркую Hi-Fi Rush. Последняя так и вовсе собрала массу положительных отзывов и несколько наград.

И подобная тенденция все только нарастает – сокращения и оптимизации неминуемы. Только в 2023 году увольнения в 50-100 человек затронули такие студии, как BioWare (50 человек), Bungie (около 100 человек), CD Projekt (59 человек), Embracer Group и не только. В EA так и вовсе распрощались с 700+ работниками.  Последние крупные сокращения были еще во времена кризиса 2008 года. Как индустрия пришла к такому исходу и чего нам ожидать дальше? Давайте попробуем разобраться.

Раздутый пузырь

Конечно, все эти результаты во многом стали недальновидностью гигантов геймдев-рынка в предыдущие годы. И весомую долю в сложившейся ситуации сыграл COVID-19. С одной стороны карантин создал множество проблем. Предприятия были вынуждены отправлять сотрудников на удаленку, что пагубно сказалось на функционировании бизнеса. Это же коснулось и разработчиков игр – многие проекты в итоге сильно сместили дату релиза. Как итог – разные AAA увидели свет лишь в 2022-2023 годах.

Но с другой стороны – геймдев стал одним из тех секторов, который получил огромный выигрыш от пандемии. Весной 2020 года продажи игр на 50 мировых рынках выросли на 63%. США в 2020 объем игрового рынка впервые стал больше, чем  кинорынок  и спортивная индустрия вместе взятые.

Находясь на изоляции, люди активно искали себе развлечения. И гейминг для многих превратился из детской забавы в полноценный источник досуга, на который не страшно потратить несколько часов. Прибавьте к этому такие крупные инфоповоды, как выход консолей нового поколения - PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Эти новости услышали даже те, кто никогда не интересовался геймингом.

Ощутимо выросли продажи игр, на Twitch и Youtube повысилось число просмотров у игровых стримов. Число игроков продолжало расти, но теперь этому способствовали внешние факторы.

 

Такие цифры для многих компаний стали воодушевляющими. Почувствовав вкус прибыли, они начали наращивать и скупать различные студии.

И примеров достаточно много. Только за 2022 год состоялось множество крупных сделок. Естественно, все вспомнят Microsoft, которая купила Activision Blizzard за баснословные 69 миллиардов долларов. Сюда же можно отнести покупку Zynga компаний Take Two за 12,7 млрд. Sony выкупила Bungie, а годами ранее состоялись еще несколько крупных продаж. На разработку игр начали вкладывать средства, появилась определенная конкуренция из-за нехватки квалифицированных кадров. Это в свою очередь положительно сказалось на зарплатах.

Каждая такая покупка в той или иной мере отразилась на финансовом состоянии покупателей. Купленные студии нужно было на какие-то средства содержать. И поскольку прогнозы относительно рынка геймдева были благоприятные – каких-либо проблем не предвещалось.

Вот только реальность оказалась полна разочарований. Активный рост игрового рынка застопорился – уже в 2022 году объем снизился со 192 до 182 млрд. А рост в 2023 оказался крайне скромным. Карантин закончился, и люди начали тратить средства на другие виды досуга.

Компании из геймдева осознали, что начали тратить больше, чем могли себе позволить. Если прибыль повысить невозможно, то решение только одно – сокращение расходов.

Первыми под нож попали второстепенные должности – тестировщики, внештатные сотрудники, специалисты техподдержки и так далее. В целом, когда объем выпускаемых проектов сокращается – это обычное дело. Однако вскоре волна увольнений начала нарастать, и это достигло своего апогея. Начали закрываться целые студии. И преимущественно те, которые делали небольшие игры.

Как бы вы не любили жемчужины вроде Hi-Fi Rush и Prey, для издателей важны только цифры. А продажи очень часто оказываются неудовлетворительными. На ноябрь 2017 (семь месяцев после релиза) в Steam было продано меньше 500 тысяч копий Prey. Даже Hi-Fi Rush, которая стала инфоповодом и активно упоминалась в медиа не смогла удовлетворить ожидания Microsoft. Выпускать подобного рода проекты становится все менее выгодно. Даже если они приносят признание и награды. Следовательно, зачем держать весь штат разработчиков?

Более того, даже крупные блокбастеры, на которые издатели часто делают ставки – могут стать проблемными. Все дело в активно растущих бюджетах. Разработка первой Spider Man обошлась в 130 миллионов долларов. Создание сиквела уже оценивается в 300 миллионов. Естественно, окупить такую сумму куда сложнее.

Да и в целом, если вы изучите ассортимент игр на PS3 и PS5 то заметите, что у последней практически нет каких-то небольших оригинальных инди-проектов. Большая часть контента на PS5 – это высокобюджетные блокбастеры.

Что будет дальше

Естественно, поглощение и последующее расформирование различных студий не лучшим образом скажется на ассортименте доступных игр. Крупные издатели в погоне за прибылью будут делать ставки преимущественно на ключевые франшизы и крупные блокбастеры. Причем разработка таких проектов будет занимать по 3-5 лет, а может и больше.

Вторым источником дохода многие компании считают игры-сервисы. Ходить далеко не нужно – достаточно взглянуть на FIFA, которая без каких-либо кардинальных изменений планомерно выходит каждый год и собирает огромные доходы. Не забывайте про успех гача-игр, вроде Genshin Impact и Honkai:Star Rail. Эти проекты оказались настолько удачными, что давно вышли за пределы мобильной платформы.

Правда, откровенные попытки выкачать деньги из фанатов все-таки проваливаются. Самый яркий пример - Suicide Squad: Kill the Justice League. А еще есть Babylon’s Fall от Square Enix, которая позиционировалась как мультиплеерная Nier: Automata, а в итоге стала сплошным разочарованием и была снята с продажи.

В любом случае мы столкнемся с еще большим числом попыток создать такие игры-сервисы. И для любителей сиглплеерных проектов это станет сплошным разочарованием.

Будущее индустрии сильно напомнит постковидный период. Число AAA-игр можно будет пересчитать по пальцам, а полюбятся геймерам и вовсе единицы. Однако взамен можно ожидать расцвет инди-геймдева. Уже сейчас разработчики одиночки или небольшие студии получают огромное внимание. Взять те же SIGNALIS, Manor Lords, Hades, Stray, Viewfinder и другие. Все это небольшие, но порой невероятно красивые, глубокие и завлекающие проекты. Они способны подарить яркую историю и неповторимый гейплей не хуже ААА-блокбастеров.

И существовать мелкие студии будут всегда, даже если у гигантов рынка наблюдаются проблемы. Спрос на развлечения никуда не исчезнет, а небольшие бюджеты позволят мелким разработчикам с большим успехом оставаться на плаву.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней