И дадим ответ на главный вопрос: стоит ли считать миссию успешной или же это был полный провал?

«Луна-25»: хронология событий

11 августа 2023-го «Союз-2.1б», оснащенный разгонным блоком «Фрегат», стартует с автоматической станцией «Луна-25» на борту. Вес станции составляет 1750 килограммов. Ракета и разгонный блок отработали в штатном режиме. В тот же день они вывели аппарат сначала на околоземную орбиту, а затем и на траекторию перелета к естественному спутнику нашей планеты.

12 августа в 16:00 по московскому времени «Луна-25» отдалилась от Земли почти на 230 000 километров. При помощи двигательной установки, проработавшей 46 секунд, производится первая коррекция орбиты.

13 августа автоматическая станция отдалилась от нашей планеты почти на 310 000 километров. Производится первое включение комплекса научной аппаратуры. Все приборы функционируют в штатном режиме. В командный центр передаются данные с измерениями, которые начинают обрабатываться научной командой проекта. Камеры комплекса СТС-Л, установленного на борту аппарата, отправляют на Землю первые снимки. При помощи ядерно-физического прибора АДРОН-ЛР происходит измерение радиационного фона на станции. Согласно экспресс-анализу полученных данных, никаких проблем в оборудовании «Луны-25» не выявлено. И АС продолжает двигаться в сторону естественного спутника Земли.

14 августа в 06:40 по Москве для выполнения второй коррекции орбиты вновь запускается двигатель. Установка работает на протяжении 24,3 секунд.

16 августа в 12:03 по МСК станция выходит на окололунную орбиту. На заданный курс «Луна-25» ложится после двух дополнительных включений двигателей. Коррекция задается при помощи корректирующего тормозного двигателя, проработавшего 243 секунды, и установки мягкой посадки, двигатели которой включались на 76 секунд.

Утром 17 августа телевизионные камеры комплекса СТС-Л засняли южный полярный кратер Зееман, располагающийся на обратной стороне естественного спутника Земли. В тот же день приборы АДРОН-ЛР, АРИЕС-Л и ПмЛ производят ряд исследований. С их помощью происходит замер нейтронов и гамма-лучей на лунной поверхности, изучается космическая плазма и газопылевая экзосфера на орбите.

18 августа в 09:20 по Москве запуском двигательной установки на 40 секунд производится очередная коррекция курса для обеспечения оптимальных условий выхода на предпосадочную орбиту. Сбоев в бортовых системах замечено не было. Связь с командным центром поддерживалась стабильно.

19 августа в 14:10 по МСК аппарат приступил к торможению. Он должен был достигнуть предпосадочной орбиты (высота в нижней точке около 18 километров от поверхности небесного тела) и спустя приблизительно 46 часов выполнить мягкую посадку к северу от кратера Богуславский. В 14:57 по московскому времени связь с «Луной-25» прервалась, о чем чуть позже сообщил «Роскосмос». Спустя время станет известно, что попытки поиска аппарата и возобновления контакта с ним не дали результатов.

21 августа (в день, когда станция должна была совершить мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли) сотрудники института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН смоделировали траекторию движения аппарата и определили место и время его столкновения с Луной. По их данным, АС упала в районе кратера Pontecoulant G в южном полушарии небесного тела. Произошло это 19 августа в 14:58. То есть, практически сразу после потери связи со станцией.

Возможные причины произошедшего

Уже на следующий день после потери связи со станцией появились версии аварии. РИА Новости и другие СМИ со ссылкой на Telegram-каналы сообщали, что в НПО Лавочкина проходит совещание, на котором присутствует первый заместитель генерального директора по развитию и перспективным проектам «Роскосмоса» Александр Иванов. И по неофициальной информации причиной внештатной ситуации могла стать подача аппарату импульса на торможение, в полтора раза превысившая расчетную, что и привело к сходу АМС с орбиты и столкновению с поверхностью Луны.

По мнению ведущего сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, если «тревожащие признаки» появились до перехода на предпосадочную орбиту, следовало отменить и перенести маневр. Иначе крушения практически невозможно было бы избежать.

Также СМИ появилась информация, что виной падения автономной станции стала неправильная работа импульсно-доплеровского радара, отвечающего за измерение высоты. Из-за сбоев в нем во время испытаний запуск уже переносили ранее.

Некоторые специалисты считают, что неудача постигла «Луну-25» из-за задержки связи и слишком медленного реагирования командного центра. Если бы с Земли быстрее откорректировали работу двигателей, то аппарат удалось бы спасти.

Комментарии представителей «Роскосмоса» и других специалистов

Согласно заявлению Юрия Борисова от 21 августа, «Луна-25» столкнулась с поверхностью естественного спутника нашей планеты из-за сбоя в работе посадочных двигателей. Установка должна была отключиться в штатном режиме через 84 секунды после очередного запуска в соответствии с циклограммой. Однако этого не произошло и двигатели были задействованы на протяжении 127 секунд, прекратив работу по временной отсечке. Это привело к переходу аппарата на незамкнутую лунную орбиту и дальнейшее падение на поверхность небесного тела.

Говоря простыми словами, скорости у аппарата уже не хватило для того, чтобы удерживаться на орбите, вследствие чего он и грохнулся на поверхность земного спутника.

Глава «Роскосмоса» также добавил, что уже сформирована специальная межведомственная комиссия, которая проведет собственное расследование инцидента. Она должна будет выяснить, почему в двигательной установке (или системе управления) произошел такой необъяснимый сбой.

Борисов отметил, что отказываться от лунной программы никто не собирается. По его мнению, это было бы неверным решением. Он надеется, что «Луна-26» и последующие запуски будут успешными.

Однако не все настроены оптимистично. По мнению заслуженного испытателя космической техники Андрея Емельянова, возможно, придется снова сдвигать сроки всей лунной программы. И отправлять к небесному телу более простой аппарат для отработки мягкой посадки. А вот по словам эксперта ракетно-космической отрасли Александра Железнякова при наличии большого количества средств ситуация с падением «Луны-25» может привести к ускорению работ по созданию последующих АМС проекта. И их возможному запуску не по имеющемуся графику, а гораздо раньше. Позже и Борисов добавил, что возможно как повторение миссии «Луны-25», так и форсирование работ над последующими экспедициями.

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга и доцент МГУ Владимир Сурдин считает, что сложившаяся ситуация лишь расшевелит «Роскосмос».

Да и в целом в ближайшие годы экспедиций к Луне станет гораздо больше, так как свои аппараты к небесному телу желают отправить больше десятка стран, начиная с США и заканчивая Бразилией и Израилем.

Успех или провал?

Пусть «Луна-25» и не сумела совершить мягкую посадку, полностью неудачной миссию считать нельзя. И запуск, и переход с земной на окололунную орбиту, и даже начало снижения прошли успешно. А полученные с оборудования станции данные и снимки помогут в изучении Луны, а также пригодятся при планировании последующих экспедиций. Да и не будем забывать, что на АМС отсутствовала система активного маневрирования, что в условиях отсутствия атмосферы существенно осложняет прилунение.

Многие блогеры и СМИ откровенно злорадствуют по поводу произошедшего, связывая крушение российского аппарата с западными санкциями, отсутствием достойных зарплат в «Роскосмосе» и его дочерних предприятиях, а также наличием малого числа высококвалифицированных специалистов в отрасли. По их мнению, из-за этих факторов российским ученым, инженерам и проектировщикам не удалось повторить даже достижения СССР полувековой давности. И вообще возобновленная гонка проиграна, так как 23 августа в ходе миссии «Чандраян-3» свой модуль и луноход на Южный полюс естественного спутника Земли доставили индийцы.

Вот только злопыхатели забывают, что во время лунной гонки в середине прошлого века и у США, и у СССР (о чем мы писали в первой части) хватало аварий и неудачных запусков. Оборудование с тех времен безнадежно устарело и проще разработать новые аппараты с нуля, чем задействовать технологии пятидесятилетней давности. Да и другие участники «второй лунной гонки», которая началась после обнаружения на полюсах небесного тела водяного льда, сталкиваются с теми же проблемами, что и россияне. Европейцы, американцы, китайцы или японцы тоже не могут похвастаться безупречным графиком полетов без единой аварии или инцидента. Индийцам тоже не удалось попасть на Луну с первого раза. «Чандраян-2», копией которого, по сути, и является третья экспедиция ISRO, разбился о поверхность спутника в сентябре 2019-го. Да и не было в августе никакого состязания по «завоеванию» Южного полюса. Просто это самое удачное время для старта, зависящее от множества факторов. Особенно расположения небесных тел, при котором расстояние между Луной и Землей сокращается. Напомним, что естественный спутник приближается к нашей планете максимально близко приблизительно каждые 28 дней.

Кстати, Индия стала четвертой страной (после Советского Союза, Соединенных Штатов и Китая), которой удалось совершить мягкую посадку на Луне. И впервые это было сделано не в районе экватора или средних широтах, а на полюсе.

По большому счету, «Луна-25» – это только начало российской лунной программы. И всего лишь разведка, которая прошла удачно за исключением финального аккорда. За ней последуют куда более важные миссии, успешному завершению которых поспособствуют полученные в 2023 году данные. «Луна-26», запланированная на 2027-й, станет первым шагом к развертыванию полноценной системы связи над поверхностью естественного спутника.

«Луна-27», запуск которой ориентировочно состоится в 2028-м, позволит отработать технологии развертывания постоянно действующей базы и изучить реголит и экзосферу. А последующие экспедиции дадут возможность к 2040 году создать на Луне полноценную станцию с базовым, энергетическим и научным модулем.

Заключение

Авария «Луны-25» – далеко не самое удачное завершение миссии. Но это первый шаг к освоению естественного спутника Земли, за началом которого мы можем следить уже сейчас. Хотите больше подобных материалов? Тогда заглядывайте к нам почаще, ведь мы обещаем в будущем сотни захватывающих статей на самые разные темы.

Станция «Луна-25»: успех или провал? Часть первая: Предыстория

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней