Работа по созданию Ми-28 началась в 1976 году. Советское руководство поставило перед инженерами задачу: разработать ударную машину, которая по характеристикам и эффективности превзошла бы действующий на тот момент вертолет Ми-24 и американский «Апач». В итоге два ведущих конструкторских бюро СССР представили на конкурс свои модели вертолетов. В их числе оказалась знаменитая «Черная акула», он же вертолет Ка-50 производства ОКБ Камова, и Ми-28 авторства ОКБ Миля. В отличие от «Черной акулы» вертолет Ми-28 «Ночной охотник» базировался на классической концепции летной одновинтовой модели с двумя местами для пилота и штурмана (Ка-50 проектировался как одноместная машина).

Улучшенная версия Ми-24

Одним из ключевых решений при создании проекта Ми-28 стало обустройство кабины боевого экипажа. Конструкторы не стали располагать места пилота и штурмана рядом, поскольку такая компоновка мешала достаточному обзору. Кроме того, рядом расположенные места могли помешать в случае аварийного катапультирования. Инженеры воспользовались схемой «тандем», неоднократно проверенной на практике в Ми-24. Она заключалась в том, что место пилота было немного приподнято над местом штурмана-оператора. Позднее удачность такой компоновки кабины была признана общемировым опытом.

Принципиально важным отличием вертолета Ми-28 от модели Ми-24 стало разнесение двигателей. Данное конструкторское решение предохраняло от возможного поражения сразу двух двигателей, и в то же время они выступали как дополнительная защита главного редуктора и системы управления машины.

Конструкторы, работавшие над вертолетом, использовали в своем проекте новые технические решения для улучшения эргономики будущего «Ночного охотника». Так, для запуска двигателя Ми-24 необходимо совершать более ста операций, при этом вертолету Ми-28 для этого хватало всего 18, что явилось колоссальной разницей. Ми-28 стал своего рода экспериментальной моделью, собравшей в себе новшества и усовершенствования, которые планировалось реализовать в модели Ми-24. Так, Ми-24 не был оснащен устройствами ночного видения, а в вертолете Ми-28 они появились, сделав его боевой машиной, способной действовать в любое время суток и в любых погодных условиях. Интересно, что обнаружить сам Ми-28 в ночном небе оказалось намного труднее, чем в светлое время.

Конкуренция с «Акулой»

Поскольку проекты Ми-28 и Ка-50 создавались одновременно, между их конструкторами существовала серьезная конкуренция. Дебютный вылет «Черной акулы» состоялся летом 1982 года, в то время как вертолет Ми-28 впервые полетел только осенью. Причиной задержки стали проблемы с трансмиссией, доработка которой послужила тому, что проект Ми-28 стал отставать от конкурента.

Экспериментальные вылеты боевого вертолета Ми-28 продолжались еще три года вплоть до 1985. Они проводились одновременно с испытаниями «Черной акулы». В результате советское Минобороны вначале приняло решение, что в конкурсе конструкторских проектов победила «Акула», однако создатели «Ночного охотника» не собирались сдаваться. Их козырем стало то, что Ка-50 являлся одноместным вертолетом, которым было проще управлять, но проводить военные операции уже труднее. На одном из испытаний задачей обоих вертолетов стало обнаружение нескольких десятков целей. В результате Ми-28 «Ночной охотник» обнаружил их все, а то время как «Акула» только одну, что и определило дальнейшую судьбу вертолета АКБ Миля.

Сейчас развитие проекта боевой машины Ми-28 продолжается. В 2016 году состоялся первый вылет современного Ми-28НМ, оснащенного более совершенными РЛС, системами прицеливания, навигации и радиолокации. Отличаясь от стандартного устройства Ми-28, где штурман в своей кабине ограничен в возможности управления машиной, в современной модели «Ночного охотника» реализован принцип полноценного пилотирования сразу в обеих кабинах.