Ученые Оксфордского и Гарвардского университетов, Королевского колледжа Лондона и Университета Западного Сиднея сделали вывод, что активные пользователи интернета со временем сталкиваются с проблемами запоминания и нарушением концентрации внимания. Совместная работа ученых базировалась на анализе многих исследований о том, как польза и вред интернета отражаются на умственных способностях и психическом состоянии человека.

Ученые выяснили, что частое использование всемирной сети перестраивает работу мозга. Чтобы это доказать, исследователи провели эксперимент, в котором участвовали сотни добровольцев из разных стран. Им давали интеллектуальные задачи, а в процессе решения проводили сканирование мозга участников. Итоги эксперимента опубликованы в издании World Psychiatry.

Исследователи рассказали, что интернет, вред здоровью которого во многом зависит от его злоупотребления самими пользователями, в основном связан с нарушением мозговой деятельности. Психологи объяснили, что частый веб-серфинг, проверка уведомлений и сообщений соцсетей приводит к рассеиванию внимания, и это становится причиной того, что человеку становится трудно сфокусироваться на одной задаче. По словам ученых, пользователи интернета, часто переключающиеся от одной онлайн задачи на другую, в реальном мире сталкиваются со сложностями – когда нужно приложить больше усилий на единственное дело, им сложно на нем сфокусироваться.

Еще одним последствием частого использования сети становится то, что интернет выключает память, становясь ее «внешней заменой». Пользователи все больше полагаются на свой телефон, где можно найти любую информацию. Вместо того чтобы запомнить важные сведения, мозг фиксирует в памяти место, где их можно быстро найти. Так, в проведенном исследовании участники искали информацию в интернете и бумажных источниках. Первые быстрее находили нужные данные, но плохо их запоминали, вторые – наоборот: медленнее искали, но информация лучше ими усваивалась.

Исследователи смогли объяснить, почему люди, которые могут найти любые интересующие сведения в своем смартфоне посредством Google, Википедии и других источников, подвержены изменению работы мозга в запоминании каких-либо данных. Дело в том, что мозг является одним их органов, который потребляет больше всего ресурсов. Вследствие эволюции мозг постепенно программировался на то, чтобы не потреблять лишнюю энергию без острой необходимости. Поэтому, когда любая информация находится в несколько кликов, мозг не будет стараться ее надежно запомнить. Желание самого пользователя и сила воли тут не играют важной роли, ведь они являются порождением мозга, поэтому им же и контролируются.

В настоящее время человек живет в среде перегруза информации, что отличает его от предыдущих поколений, которые выросли в других условиях. Поэтому пока ученые не могут даже предположить, как всемирная паутина глобально повлияет на следующие поколения человечества. Кроме всего, психологи предупредили, что вред интернета заключается еще и в обмане. Постоянные пользователи сети начинают лучше оценивать свои умственные способности, поскольку происходит стирание границ между действительными знаниями и тем, что человек может легко найти в интернете.