Грозное оружие создавалось в условиях высокой секретности, получить изображение или технические данные боевой машины мечтали многие зарубежные разведчики.

История разработки

Советские инженеры получили задание создать отечественный вертолет, способный конкурировать американскому «Апач». В тот период американская модель считалась лидером по механическим и аэродинамическим показателям, летным характеристикам и военному оснащению. Ответом Советов стала «Черная акула», впервые заявленная на испытания в 1984 году.

Ка-50 стал воплощением множества запросов, предъявляемых военными специалистами к ударной летающей машине сухопутных войск. Наличие экспериментальных довольно смелых разработок вооружения и серьезной бортовой электроники стало причиной присвоения «Акуле» статуса новейшего и грозного оружия тех времен.

Главный конструктор вертолета – С. Михеев рассказывал о планах создания машины, полностью управляемой без пилота. Встроенная электроника Ка-50 способна не только стать заменой второго летчика, но и выполнять ряд полноценных тактических действий. Четыре бортовых ЭВМ нацелены на выполнение различных задач – один компьютер отвечает за автоматизацию полета, второй – за ведение огня, третий обеспечивает тестирование всех систем, четвертый находится в запасе.

Технические особенности

Управлять «Черной акулой» может один человек. Ка-50 сконструирован по соосной схеме, обеспечивающей хорошую маневренность (в том числе и на предельно низкой высоте), которая в свою очередь позволяет маскироваться и устраивать засады на местности со сложным рельефом. Мощный вертолет может летать не только прямо, но также в боковом и обратном направлении. При этом «Акула» способна держать общее направление движения при скорости не менее 90 км/ч.

Ка-50 стал первопроходцем среди других моделей, имея в арсенале кресло катапультирования летчика. При этом пилот имел возможность катапультироваться при любой высоте и на любой скорости.

Комплект бортового вооружения позволяет «Акуле» поражать необходимые цели на расстоянии 10 километров, не достигая квадрата обнаружения ПВО. Устройство шлема с вмонтированным прицелом позволяет пилоту более точно произвести выстрел. Система наведения автоматически подстраивается при повороте головы летчика, что мгновенно обеспечивает захват цели.

Почему так назвали

Свое необычное название вертолет получил благодаря кинематографу. В период летных испытания и  на фоне зарождающейся рыночной экономики (1993 г.) конструкторы машины сделали заказ на производство художественного кино, где «главным героем» должен был стать Ка-50.  В фильме «Черная акула» сюжет основывался на борьбе советских и американских силовиков с подпольными наркоструктурами.

Непосредственно в период съемок американцы и назвали вертолет «Черной акулой». Чем руководствовались заказчики фильма – рекламой на перспективу, представлением мощной машины для демонстрации потенциальной угрозы или усилением общественного патриотизма, неизвестно. С того момента вертолет обзавелся еще парой названий – Вервольф», «Черный призрак», однако сохранил за собой положение потенциального господствующего хищника небесного пространства.