Ее появлению способствовала мировая политическая обстановка, заставляющая действовать на опережение в сфере ядерного вооружения.

Предпосылки создания

Появление атомной, а позднее водородной бомбы еще не говорило о надежной ядерной защите СССР. Оружие необходимо было уметь использовать, что требовало от советских инженеров новых решений для разработки стратегических носителей, способных переносить  атомное оружие на необходимую территорию. Такие средства (бомбардировщики) уже существовали, однако появление ПВО и зенитных управляемых ракет стало предпосылкой для создания принципиально новых, более надежных «доставщиков» ядерной бомбы.

Одним из вариантов решения вопроса стала разработка аппарата, способного лететь со скоростью больше звуковой, чтобы обеспечить доставку атомного заряда в нужное место. После предварительных исследований определились два направления. Одним из них стала работа по созданию баллистических ракет (МБР), вторым - проектирование крылатых ракет (МКР). Поскольку оба направления были разделены по ведомствам, между конструкторами существовала скрытая конкуренция, кто быстрее и лучше завершит проект с запланированной дальностью полета в 8 000 км.

Первые старты

В 1954 году начинаются работы по созданию сверхзвукового крылатого аппарата. Проект получил название «Буря». Ракета, состоящая из двух ступеней, весом 90 тонн и титановым корпусом по плану должна была пролететь  8000 км. Надежный жидкостный двигатель, обеспечивающий вертикальный старт и дальнейший набор высоты, помещался в первой ступени. Вторая ступень с крыльями оснащалась воздушно-реактивным двигателем для всего маршрута следования. Отклонение ракеты от намеченной конечной точки составляло не более 1000 метров.

Первые испытания «Бури» стартовали в 1957 году, а впервые основной запуск (удачный) произошел годом позже. В течение нескольких запусков ракета показала максимум для того периода – аппарат на скорости 3300 км/ч преодолел дистанцию 1350 км, во время еще одного полета на скорости 3500 км/ч – дистанция следования составила  1760 км соответственно.

В СССР того времени ни одна разработка не проходила такие расстояния. В момент одного из следующих запусков «Буря» уже с механизмом астронавигации прошла 4000 км, что стало абсолютным рекордным показателем. После выполнения намеченной программы аппарат развернулся и далее ориентировался по радиосигналам. Самый последний полет (на 6500 км) был произведен в 1960 году.

Конец проекта

Последний запуск аппарата ознаменовал закрытие проекта «Буря». К тому моменту у советской армии уже появилась межконтинентальная баллистическая ракета модификации Р-7 конструктора Королева. Также к 1960 году существовали и другие варианты ракет, противостоящие любой ПВО того периода, имеющие лучшие показатели полета и достаточно простое устройство.

С. Лавочкин – главный разработчик «Бури» пытался отстоять  свое изобретение с обоснованием, что проект крылатого летательного аппарата, обладающего  уникальными тактическими характеристиками, не должен быть закрыт. Конструктор рекомендовал применять «Бурю» в качестве разведчика-беспилотника на большие расстояния или как ракету-мишень, однако проект все-таки не получил дальнейшего развития.