ИС-3 стал итогом работы многих советских военных конструкторов, что отразилось на его устройстве. Машина не считалась чрезвычайно тяжелой или очень габаритной, однако выглядела довольно внушительно. Мощность ИС-3 ощущалась издалека.

Советский ИС-3 – это танк военного периода. Его создавали непосредственно в период Второй мировой войны, а это по факту означает, что приоритет скорости исполнения проекта ставился выше его качества и надежности. Действительно, некоторые детали ИС-3 были не доработаны из-за банальной причины – отсутствия времени. Эта стратегия прослеживается для подавляющего большинства орудий войны - большое количество ненадежных машин лучше, чем меньшее число доведенной до ума техники. Хотя со всеми своими недостатками «Кировец-1» прослужил долгие десятки лет.

История создания – конкуренция проектов

Проектирование нового советского танка стартовало в 1944 году, а первая конвейерная партия вышла уже в 1945-м. Примечательной особенностью «Кировца-1» (еще одно название танка) стала его конструкция, которая совместила внутри себя два проекта советских конкурирующих разработчиков. Башня конечной модели ИС-3 стала детищем конструктора М.Ф. Балжи. Изначально инженер проанализировал сведения о повреждениях предыдущей версии (ИС-2), поэтому в своем проекте совместил низкий силуэт башни и мощную броню лобовой части танка.

В то же время о создании новой машины узнали на другом заводе под управлением Ж.Я. Котина. По его инициативе началось производство опытного образца, способного составить достойную конкуренцию проекту  авторства Балжи. Корпус машины Котина состоял из двух передних броневых плит, соединенных под углом. Сверху эту конструкцию закрывала треугольная крыша, в которой располагался люк для водителя. Замыкала «острый нос» танка нижняя плита, расположенная также под углом. 

Разработки двух заводом были отправлены на утверждение партийного профильного руководства. Итогом стало необычное решение: для окончательного варианта боевой машины было решено взять устройство башни из конструкции Балжи, а корпус – из разработки Котина.

Боевое оснащение

ИС-3 оснастили боевой установкой Д-25Т калибра 122 мм и соединенным с ней пулеметом ДТ. Бронебойный снаряд, выпущенный из орудия, развивал начальную скорость 781 м/с, а наличие телескопического прицела определяло расстояние прицельной стрельбы в пределах 5 километров.

Скорострельность танкового оружия доходила до двух выстрелов за минуту, в отдельных случаях (при хорошо подготовленном экипаже) – до трех. Боевой комплект ИС-3 включал 10 бронебойных снарядов и 18 осколочно-фугасных. Разные виды снарядов окрашивались в разные цвета, что упрощало обучение экипажа.

Внесенные корректировки

ИС-3М представляет собой улучшенную модификацию изначального проекта боевой машины. Этот танк подвергся серьезной доработке, исправлению инженерных ошибок первоначального варианта. Также некоторые детали были полностью заменены. 

Итак, ИС-3М оснастили устройством ночного видения для водителя, рацией и другими переговорными механизмами. В корпусе машине укрепили механизм вращающегося люка, двигатель заменили  более надежным (хотя его мощность осталась прежней). Направляющие колеса  и детали опорных катков были укреплены, боевое орудие заменили.

Интересные факты

  • У ИС-3 есть неофициальное название – «Щука». Такое разговорное прозвище было предопределено практически с момента создания машины из-за расположения передних листов брони, схожего с щучьей головой.
  • Изображение танка есть на петличках танковых войск России.
  • В некоторых странах танк находился на постоянном вооружении армии до 1993 года.

Несмотря на то что проект ИС-3 создавался для военного периода, машина не принимала участия в боевых действиях. Первый раз танк «вывели в свет» в сентябре 45-го на проходившем параде союзных войск ВМВ в Берлине. Позднее тяжеловес ИС-3 задействовали в середине 50-х во время венгерского волнения, а также машину использовал Египет в шестидневном военном конфликте с Израилем (1967). Всего моделей ИС и его обновленных версий было изготовлено около 2300 штук.