Запасайтесь попкорном и погнали!

Что произошло?

В ночь с 5 на 6 января практически новый Boeing 737 MAX 9, владельцем которого является магистральная авиакомпания Alaska Airlines, зарегистрированная в Соединенных Штатах, должен был выполнить очередной полет. Воздушное судно, только пару месяцев назад покинувшее завод, готовилось отправиться из Портленда в Техасе и приземлиться в Онтарио на территории штата Орегон. Обычно подобные рейсы не привлекают к себе внимания. Они давно стали чем-то обыденным для всех жителей США. К тому же лайнеру предстояло преодолеть расстояние всего в каких-то 3000 километров.

Экипаж и пассажиры неспешно готовились к перелету, обычно не занимающему более четырех часов. С учетом новизны воздушного судна не должно было возникнуть никаких проблем, но уже сразу после взлета все пошло не по плану.

Во время набора высоты до отметки в 4800 метров заглушка на левой стороне борта оторвалась, что привело к разгерметизации салона. Капитан корабля принял решение о немедленном возвращении в аэропорт вылета.

В представленном выше видео прекрасно видно, как пассажиры злополучного рейса прокатились над Портлендом с ветерком. К счастью, никто из находившихся на борту не пострадал.

171 пассажир и 6 членов экипажа отделались легким испугом.

Начало паники

Мимо такого громкого информационного повода не смогли пройти представители всех крупных СМИ. Даже блогеры, никогда ранее не интересовавшиеся гражданской авиацией, сочли нужным рассказать о случившемся.

Многие вспомнили, что это далеко не первая проблема с самолетами компании Boeing за последние несколько лет. Причем в очередной раз катастрофа едва не случилась на борту новейшей модели 737 Max. Это действительно проблемный лайнер, не раз оказывавшийся в центре внимания. К примеру, в октябре 2018 года упал в море Boeing 737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air. Спасти не удалось никого из 181 пассажира и 8 членов экипажа. Причиной аварии стал сбой в «умной» системе самолета, которая должна была предотвращать внештатные ситуации во время резкого набора высоты или экстренного снижения.

А в марте 2019 года Boeing 737 MAX 8, принадлежащий Ethiopian Airlines, совершал плановый рейс из Аддис-Абебы в Найроби, но оказался на земле уже через семь минут после взлета. К сожалению, тот полет тоже завершился настоящей трагедией – все 149 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.

Полеты восьмой модификации 737 MAX были приостановлены до выяснения причин аварии. Согласно расследованию, которое завершилось в декабре 2022 года, катастрофа произошла из-за сбоя в системе, отвечающей за выравнивание положения воздушного судна в воздухе.

А теперь история повторяется? Не совсем. На этот раз проблема не в слишком «умной» электронике, а плохо затянутых болтах.

Boeing 737 MAX 9 не место в небе

С такими резкими заявлениями выступили представители самых разных общественных организаций. Многие из спикеров потребовали немедленной приостановки полетов американского лайнера до выяснения всех деталей инцидента в Портленде и проверки всех «Боингов» данной модели.

Сразу же после аварии с рейсов были сняты около двухсот 737 MAX 9. Началась масштабная проверка относительно новых воздушных судов, большинство из которых принадлежат американским компаниям Alaska Airlines и United Airlines. Еще около 30% 737-х девятой модификации закупили зарубежные фирмы, в частности, Lion Air из Индонезии, Turkish Airlines, панамская Copa Airlines, мексиканская Aeromexico и государственная FlyDubai из Объединенных Арабских Эмиратов.

Пока ожидаем официальных результатов проверок.

Внештатная ситуация или настоящая катастрофа?

Пассажирам, планировавшим попасть из Портленда в Онтарио в ночь с 5 на 6 января, очень крупно повезло. По мнению сотрудников Федерального управления авиации, подобная разгерметизация салона на высоте свыше 10 000 метров могла привести к разрушению фюзеляжа воздушного лайнера, после чего шансы спасения людей на борту были бы мизерными. Поэтому смело можно сказать, что настоящей катастрофы удалось избежать только чудом.

Называть случившееся внештатной ситуацией до окончания проверки всех воздушных судов этой модели тоже не совсем верно, так как в случае выявления подобных проблем на других Boeing 737 MAX 9 говорить придется уже не о единичном инциденте, а о серьезном конструктивном или инженерном просчете.  Подобный исход вполне вероятен, так как сотрудниками United Airlines были обнаружены незакрепленные болты в дверных заглушках и других лайнерах девятой модификации. А федеральные следователи обрушились на представителей компании Boeing с резкой критикой из-за того, что те не предупредили своих клиентов о такой интересной конструктивной особенности, как распахивание двери кабины экипажа во время быстрой разгерметизации салона.

Однозначно можно сказать лишь одно – пока от самолета отваливаются куски фюзеляжа весом почти тридцать кило, ему точно не место в небе.

Очевидно, проблем у компании Boeing, которая прошлый год закончила с убытками в несколько миллиардов долларов, в ближайшее время только прибавится. Акции компании уже упали приблизительно на 9% по сравнению с 4 января, и ни о каких сказочных продажах девятой модификации злополучного самолета пока что не стоит и мечтать. Но все же радует, что на этот раз обошлось без жертв, а теперь все авиаперевозчики, закупившие «ведро с болтами» от Boeing, как следует проверят каждый винтик на фюзеляжах приобретенных машин.

И надеемся, что инспектирование будет очень тщательным.

Заключение

Похоже, фраза «Boeing, у нас снова проблемы!» для сотрудников этой американской компании скоро станет нарицательной. Руководство концерна уже объявило о глобальной перестройке в самом ближайшем будущем. Вполне возможно, что Boeing заметно подвинут конкуренты в лице тех же китайских производителей, недавно представивших свой самолет Comac C919. А мы продолжим следить за развитием ситуации и будем держать вас в курсе.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней