«Трайдент I» против Р-39 (РСМ-52)

Предпосылки к созданию этих субмарин появились еще в 60-х годах прошлого века. В самом начале Холодной войны, лучшие американские тактики разрабатывали стратегию «массированного возмездия». Они планировали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР одним мощным ракетным ударом. Уже в начале 60-х годов аналитики США признали стратегию «массированного возмездия» бесперспективной. В ходе многочисленных исследований, было доказано, что один превентивный удар не может уничтожить все цели сразу. Это означало, что агонизирующий СССР все же успеет провести ответную атаку, которая может нанести непоправимый урон США. Американцам пришлось отказаться от этой идеи, что послужило толчком к началу разработки новой стратегии «реалистического устрашения», в рамках которой были кардинально пересмотрены требования к стратегическому вооружению. На почве таких изменений стартовала программа EXpanded «POseidon» по созданию подводных лодок с новыми баллистическими ракетами увеличенной дальности, которая позволяла субмарине выпускать весь боекомплект сразу после выхода с места базирования. В США началось строительство подводных крейсеров нового типа «Огайо». Эти субмарины должны были оснащаться баллистическими ракетами «Трайдент I». Над их разработкой трудились специалисты калифорнийской компании «Lockheed Martin Space Systems». Трехступенчатые ракеты на твердом топливе создавались в качестве альтернативы «Посейдону», который к тому времени был уже устаревшим. Впоследствии первыми «Трайдентами» оснастили восемь подводных лодок «Огайо». Естественно, СССР не мог остаться в стороне, когда у него под носом потенциальный противник активно совершенствует свое вооружение. В декабре 1972 года верхушкой СССР было утверждено тактико-техническое задание на создание субмарин класса ТРПКСН — тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Сергей Никитич Ковалев был назначен главным конструктором. По восьми его крупным проектам было построено в общей сложности 92 подводные лодки. Хотя у американцев и была небольшая фора, субмарины этих двух проектов были спущены на воду почти в одно и то же время. Советская «Акула» даже опередила «Огайо» на месяц.Отечественные специалисты создали новые трехступенчатые межконтинентальные твердотопливные ракеты Р-39 (РСМ-52) в качестве ответа американцам. Наша баллистическая разработка превосходила ракеты противника. Р-39 обладали лучшими характеристиками дальности полета (8 250 км против 7 400 км), забрасываемой массы (2 550 кг против 1 500 кг) и имели десять блоков, в то время как у «Трайдента» их было только восемь. За все приходится платить и у нового вооружениям были свои недостатки. Р-39 оказались в три раза тяжелее (90 т против 32,3 т) и в полтора раза длиннее (16 м против 10,3 м). Стандартная компоновка РПКСН не подходила для размещения таких крупногабаритных ракет, поэтому было принято решение о строительстве ракетоносцев нового типа. Большие габариты подводных лодок проекта 941 обуславливались именно использованием баллистических ракет нового типа, которые вошли в состав ракетного комплекса Д-19. Это вооружение могли использовать только «Акулы».

Рождение «Акулы»

Первый советский ракетоносец нового поколения был заложен на «Севмаше» в 1976 году. Он получил название ТК-208, но уже во время эксплуатации был переименован в «Дмитрия Донского». Спустя четыре года головной крейсер был спущен на воду. Перед этим на носовую часть субмарины ниже ватерлинии было нанесено изображение акулы. Аналогичные нашивки появились и на форме экипажа судна. ТК-208 официально был принят на вооружение в декабре 1981 года. Изначально в рамках проекта планировалось выпустить двенадцать подводных лодок. Потом их число сократили до десяти, пока в конечном счете на воду не спустили только шесть субмарин. «Акулам» подрезал плавники развал СССР. Последняя шестая субмарина была спущена на воду в 1989 году. Специалисты даже успели начать подготовку корпусных сооружений для седьмой по счету подлодки, но работы были прекращены, а проект закрыт. Официально во всеуслышание о подводных крейсерах нового типа объявил Брежнев. Генсек отметил, что в ответ на создание «Огайо» с «Трайдент I» СССР разработали систему «Тайфун». Это заявление было адресовано американцам. Следует отметить, что «Тайфуном» называли всю систему в целом, включающую «Акулы», береговую инфраструктуру и ракетный комплекс Д-19.Субмарины проекта 941 могли погружаться на предельную глубину в 400 метров. Надводная скорость судна составляла 12 узлов, а подводная — 27 узлов. Экипаж из 165 человек мог нести службу в море до четырех месяцев. Надводное водоизмещение судна — 23 200 т, а подводное — 48 000 т. Сердце субмарины — атомная силовая установка с двумя водо-водяными генераторами ОК-650 по 190 МВт, двумя турбинами по 45000 л/с и четырьмя паротурбинными АЭУ по 3,2МВт. Дополнительно судно оснащалось двумя резервными дизельгенераторами АСДГ-800 (кВт). Специально для серии «Акул» в 1986 году по проекту 11570 был построен транспортный ракетовоз «Александр Барыкин». Судно водоизмещением 16 000 т могло одновременно брать на борт 16 баллистических ракет для подводных лодок. Таким образом «Акулы» даже после израсходования боекомплекта могли получить новые ракеты и продолжить ведение огня по противнику. Ключевая особенность конструкции подводных крейсеров проекта 941 — легкий корпус, под которым находятся пять прочных обитаемых корпусов. Первый изготавливался из стали и покрыт слоем звукоизолирующей резины общим весом 800 т. Прочные корпусы изготавливались из сплавов титана. Ракетные шахты были расположены перед рубкой подлодки между главным и прочным корпусом. Конструкторы впервые прибегли в такому варианту расположения. Отсек модуля управления, кормовой механический и торпедный отсеки герметичны и тоже находились между корпусами. Подобное решение позволило повысить пожаробезопасность судна. Позже главный конструктор говорил журналистам, что при взрыве торпеды «Акула» не пошла бы на дно, как это произошло с печально известным «Курском».

Так как подлодка должна была нести службу в высоких широтах, конструкторы сделали ограждение рубки сверхпрочным, чтобы оно проламывало лед толщиной до 2,5 м. Во время всплытия субмарина осторожно прижималась ко льду ограждением рубки и носом, а после цистерны главного балласта резко продувались и судно всплывало.Как уже было сказано выше, всего по проекту 941 было построено шесть подводных лодок. ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» сначала были выведены в резервы в 2004 году, а после и из состава флота. Эти подводные лодки ждала такая же судьба. Их планировали утилизировать после 2020 года, но в 2019 году вице-адмирал Олег Бурцев сообщил прессе, что их отремонтируют, переоборудуют и оснастят заново.

Идеальная платформа для «Булавы»

ТК-208 «Дмитрий Донской» был первопроходцем. Ни до, ни после в мире не создавались подводные крейсеры таких габаритов. Головной корабль стал своего рода уникальной платформой для экспериментов. Именно с помощью «Дмитрия Донского» эксперты проверяли новые конструкторские решения, которые были заложены в подлодках третьего поколения. С 1983 на протяжении года на субмарине проводилась пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 и экипаж отрабатывал новые тактические приемы. После испытаний командиру «Дмитрия Донского» присвоили звание Героя Советского Союза. Головной крейсер нес службу под арктическими льдами и запускал ракеты из приполюсных районов. Опыт первой советской «хищной рыбы» использовали ее односерийники при выполнении учебно-боевых задач. Впоследствии выжившие «Акулы» были оснащены новыми твердотопливными баллистическими ракетами «Булава». Решающую роль в перевооружении сыграла пятая по счету в акульей семье подлодка. ТК-17 после модернизации получила название «Архангельск». В 1991 году субмарина вышла с места базирования в Белое море для проведения плановых учений с запуском ракет. Субмарина опустилась на требуемую глубину, а экипаж начал предстартовую подготовку, но что-то пошло не так. Позже причины произошедшего станут предметов бурных споров. Одни эксперты начнут обвинять экипаж и говорить о «человеческом факторе», а другие возложат вину на заводской брак самой ракеты. Так или иначе, но после подготовки запуска не последовало, так как уже на последних секундах сработала автоматика. После этого субмарину сотрясли динамические удары, боевую часть горящей ракеты выбросило в море, начался пожар в ракетной шахте. Субмарина произвела экстренное всплытие. Пламя вместе с остатками твердого топлива перекинулось на палубу и надстройку. У экипажа не оставалось иных вариантов, кроме крайне опасного погружения на перископную глубину без хода. Пожар удалось затушить благодаря слаженной работе экипажа и грамотному командованию. В 1991 году об этом инциденте не было известно, так как вся информация по нему была засекречена. Сегодня многие эксперты сходятся во мнении о том, что именно последствия внештатной ситуации стали ключевым аргументом в пользу использования «Акул» для отработки новых баллистических ракет «Булава». Они обошли атомные подводные лодки проекта 955 «Борей». После взрыва ракеты на борту, который повлек за собой пожар, субмарине потребовался только небольшой ремонт. Подводные крейсеры проекта 941 по праву считались непотопляемыми ракетодромами. До сих пор советские «Акулы» остаются самыми большими подлодками в мире и пока что никто не смог даже приблизиться к их рекорду.