Краткая история айдолов в Японии

Айдолы как таковые появились в Японии на стыке 60-х и 70-х. В 60-х годах почти в каждой японской семье уже был телевизор, где дебютировали первые японские поп идолы. Прорыв в этом виде медиа обычно приписывают группе Sannin Musume, а первым агентством по подбору идол-групп было Johny & Associates основанное в 1963. Они нацеливались, как на мужскую, так и на женскую аудиторию.

Настоящим пиком популярности айдолов являются 80-тые и их даже называют золотой эпохой для них. Многие исполнители, ставшие тогда популярными, до сих пор появляются на ТВ, например, группа SMAP. Но тогда они были повсюду, особенно в рекламе. Собственно из-за своей популярности на медиа рынке айдолы попали в аниме.

В 90-тых годах рекламщики осознали, что использовать айдолов, а именно молодых девушек, очень выгодно в рекламных роликах и тогда они были буквально везде. Такие тенденции привели к созданию в 2005 году группы сразу из 130 участниц AKB48. Логика была следующая — чем больше участниц, тем больше можно использовать их в рекламе, давать концерты одновременно сразу в нескольких городах и наращивать огромную фанбазу. Плюс, пока остальные айдолы казались недосягаемыми, участницы AKB48 позиционировались как идолы, которых можно увидеть. Название группы отсылает к театру в Акихабаре. 

Кроме того, еще одна особенность AKB48, если конечно это можно так назвать — выпускные участниц. Все девушки, которым исполнялось 25, покидали группу, и на их место приходили новые.

Morning Musume — ближайший конкурент AKB48, основанный в 1997 году, и второй по величине в музыкальном чарте Oricon. Другие группы идолов почти неотличимы от обычных поп-исполнителей, таких как Momoiro Clover Z, которые хорошо известны по опенингу Sailor Moon Crystal.

При этом условия существования айдолов суровые. Есть специальные школы, где молодых парней и девушек учат стать в будущем айдолом. И не факт, что именно так произойдет с каждым, ведь конкуренция огромная. Плюс, как минимум в Южной Корее все айдолы подписывают контракты о не раскрытии своих отношений, ведь все они должны быть невинны и как следствие — желанны. Чаще всего на личной жизни вообще ставится крест.

И это приводит соответственно к том, что создается специфическая фанбаза. Но об этом позже.

Причем тут Моэ и Меха?

Кроме того, что такие группы как AKB48 исполняют опенинги к аниме, жанр айдолов сегодня один из популярных. Как бы это ни было грустно, но даже студия Sunrise, создающая Gundam [и кучу подобных аниме], казалось бы, великую меха франшизу с более чем сорокалетней историей, выживала в свое время за счет «Love Live! Sunshine!» — аниме про школьниц айдолов. Просто вдумайтесь!

Но ирония в том, что айдолы переплюнули жанр меха, хоть в 70-х годах именно благодаря меха аниме они обрели популярность. Так, одним из первых популярных аниме айдолов была Линн Минмэй из «Гиперпространственной Крепость Макросс», исполняющая «My Boyfriend is a Pilot» и культовую «Do You Remember Love?».

Еще раньше в 1983 году на экраны выходило аниме Creamy Mami, которое рассказывало о том, как десятилетняя девочка при помощи магии превращалась в 16-ти летнюю девушку айдола.

Но и сегодня, когда жанр поп идолов кажется самодостаточным, даже другие жанры используют его популярность для привлечения большей аудитории. В том же спортивном аниме как Basquash была группа из трех сторонних персонажей, которые были частью группы идолов, но это не было основной частью истории. Также тесно с ним связан и жанр моэ, который полностью базируется на том, что нам показывают милых по всем стереотипам девушек, которые занимаются милыми вещами.

В популярность моэ, как говорят разные исследователи, можно обвинить 30-ти летних мужчин, которые выросли, наблюдая за «Evangelion Neon Genesis» и его главными героинями, которым была свойственна объективация.

Более того, они привыкли воспринимать таких девушек как расходный материал или предмет коллекции, заполняя свои комнаты вещами, связанными с ними.

80-е годы были временем, когда все больше потребительских товаров было направлено на отаку, и не могу сказать наверняка, связано ли это совпадение с золотым веком идолов.

Большинство поклонников моэ утверждают, что их привлекает этот жанр из-за защитного «инстинкта» [имеется в виду желание защищать героиню и не больше], возникающего при взгляде на героинь, однако симуляторы свиданий, позволяющие вступать с моэ персонажами в сексуальные контакты, говорят и об обратной стороне вопроса.

Говорить наверняка мы можем только об одном — сегодня подобная комбинация из моэ и айдолов способна вызвать у людей сильную привязанность к вымышленным персонажам, порой перетекающую в помешательство. Достаточно вспомнить популярность K-On! или Харухи Судзумии, где также были элементы айдолов.

Все вышесказанное привело к тому, что феномен айдолов в Японии стал настолько важной частью культуры страны, что он проникает и подпитывает все аспекты индустрии развлечений. Не удивительно, что учитывая их возросшую популярность в последние пару лет, появилось больше аниме, которое сосредотачивается вокруг групп идолов. При этом, когда большинство из них фокусируется на том, как это круто быть звездой, есть явный дефицит на темную реальность жизни айдола.

Преследование и боль

Как уже было сказано, быть айдолом, значит придерживаться принципа «идеальный и невинный». Но цена этого велика, и не только потому, что тебя контролируют агенты, но из-за вечного преследования. Многие популярные айдолы, как в Японии, так и в Южной Корее постоянно страдают от преследования фанатами.

Увы, но зачастую аудитория всегда должна быть не в себе и это порой переходит все границы. Так, участники BTS не раз преследовались фанатками, которые вторгались в их личную жизнь. Но наверно самый вопиющий случай был с АRB48, когда спекулируя на безумной любви фанатов, их агенты организовали мероприятие по пожатию рук с участницами группы. Фанаты могли пожать руку одной участнице, но перед этим должны были купить диск с песнями. Если человек хотел еще раз дотронуться до руки, то должен был купить еще диск. Какой-то человек пришел на мероприятие с циркулярной пилой и попытался отрезать участницам группы руки. Две девушки получили ранение.

Еще в 90-х годах Сатоси Кон своим аниме Perfect Blue предсказывал подобный расклад событий, когда женщины айдолы могут преследоваться сумасшедшими фанатами. В нем главная героиня Мима сталкивалась не только с преследователем, но и с осуждением масс. Она решает сменить профессию айдола на актрису и снимается в фильме, в котором есть сексуальная сцена. Для фанатов она становится грязной, ведь теряет невинность. Самое абсурдное, что за осуждением фанатов кроется их похоть по отношению к Миме. Также ее преследует сумасшедший помешанный фанат, который следит за ней и сводит с ума. Больше об этом читайте в отдельном материале.

Под конец можно сказать, что айдолы в аниме и их история — двоякая тема. С одной стороны они олицетворяют, как Японию, так и аниме. Но с другой стороны являются просто медиа продуктом, частью фабрики по клепанию живого расходного развлечения для масс.