Немного истории

Сама по себе проказа или лепра [академическое название — болезнь Хансена] сопровождала человечество на протяжении всей его истории еще со времен до нашей эры, когда о ней писал Гиппократ. Кожа и лицо людей, больных лепрой, искажались и те становились в глазах общества «уродами».

На протяжении всей человеческой истории с людьми больными лепрой обращались неподобающе, называя их проклятыми богами, изолировали от общества, сгоняя их в лепрозории. По сути это были колонии больных, такое себе гетто. Теперь так называют специальные медучреждения, где проводится профилактика болезни. В средние века в Европе людей с проказой даже по специальному хоронили. Для этого собиралось сразу несколько человек, среди которых были врачи и священники, они совершали специальный литургический обряд, одевая покойного в специальную одежду, закрывающую лицо, после чего изолировали тело, а в гроб клали трещотку или же колокольчик.

Изоляция и особые меры продолжались повсеместно по всему миру, пока в 1873 году Герхард Хансен не открыл возбудитель болезни. В 1940 году было открыто лекарство промин, которое хоть и не давало гарантию на полноценное исцеление и не выступало вакциной, стало значительным толчком к развитию профилактики болезни и частью её комплексного лечения. В Японии же закон о принудительной изоляции больных проказой действовал до 1996 года. После его принятия в 1907 году больных этим недугом насильственно разлучали с семьей и свозили в лепрозории. Там им давали новые имена, принудительно лечили, стерилизовали и делали беременным аборты.

Причем тут Миядзаки и «Принцесса Мононоке»

В Японии осталось 13 государственных санаториев для больных лепрой, и один из них Тама Дзенсёэн, расположенный в городе Хигасимураяма. Жизнь в нем состоит по принципу самоуправления и больные сами обеспечивают свои нужды, решают проблемы, связываясь время от времени с правительством города. Также его жители создают там зеленую зону, которую они называют «Лес прав человека». Именно туда и отправился Хаяо, когда занимался созданием «Принцессы Мононоке».

Об этом рассказал сам Хаяо в 2016 году на «Всемирной конференции о наследии человечества: наследие лепры» в Токио.

В 1996 году Миядзаки работал над следующим мультфильмом, где события разворачивались в средневековой Японии периода Муромати. В мире картины также присутствовали элементы фэнтези. Продумывая главного героя, Миядзаки искал человека, который бы был не самураем или аристократом, а больше привязан к людям. Вдохновение он искал в старых иллюстрациях, которые изображали жизнь обычных людей, среди них были и прокаженные. Так он хотел, чтобы сюжет его картины двигали именно такие простые герои.

Режиссер бродил по улице, размышляя над тем, как ему выстроить сюжет, пока случайно не набрел на тот самый санаторий, располагающийся недалеко от его дома. Сам Миядзаки жил в городе Токородзава, граничащий с Хигасимураямой и знал о том, что недалеко от его дома есть санаторий для больных с проказой, однако не посещал его. Наткнувшись на него случайно, он понял, что именно это и искал.

Миядзаки был поражен атмосферой страдания, которая царила в том месте, и впоследствии не раз ходил туда еще раз. В скором, как рассказывает режиссер, он начал ходить в склеп санатория, где похоронены тысячи забытых миром людей. Там он молился не только за тех, кто был погребен, но и за своих покойных родных и друзей. Это стало неким ритуалом, которому автор следовал во время всего процесса создания картины.

Особенно Хаяо был поражен Музеем Лепры, который располагался возле здания Дзенсёэна. Там со всей Японии были собраны экспонаты из других санаториев, среди которых личные вещи больных, особые деньги, что являлись частью внутренней экономики санаториев, а также много документов, рассказывающих историю того, через что прошли эти люди. Он был ошеломлен и понял для себя одну важную вещь — он не должен жить бесцельно.

Посещая это место Хаяо осознал, что хочет запечатлеть образ этих людей в фильме. Они все страдали от керамической болезни [именно так сами больные называют свой недуг], однако все же стремились жить полной жизнью.

В мультфильме на металлургическом заводе нам показаны рабочие, которые забинтованы с ног до головы. По сюжету так случается, что борьба главного героя картины Аситаки символично перекликается с тем, как эти люди борются против своей болезни.

Так, в начале картины он сражается с демоническим кабаном, вследствие чего получает рану и становится проклят некой болезнью, которая с одной стороны дает ему силы, а с другой — медленно убивает. То, как героя выгоняют из своей деревни, и как он вынужден бороться до конца дней с проклятьем, перекликается с судьбой больного проказой. В итоге он начинает жить в Железном городе с этим проклятьем, ведь другого пути у него нет.

Дань уважения

Сейчас лепрозорий Дзенсёэна, становится все меньше и меньше, так как численность больных сокращается. Многие старики умирают, и по состоянию на 2016 год численностью людей не превышает двухсот. Однако за все время его существования был высажен огромный лес общей площадью в 350 тыс.м2. Этот лес хотят оставить будущим поколениям, как символ борьбы за права человека, чтобы история дискриминации длиною в века не была забыта.

Сам Миядзаки поддерживает эту инициативу и всячески оказывал поддержку поселению и его людям. Он даже вел дружбу с некоторыми из жильцов лепрозория. Например, с председателем поселения Осаму Сагавой, который много рассказал ему казалось бы о неизлечимой болезни. В прошлом году он умер, а уже в 2019, в память об этом человеке вместе с арт-директором студии Ghibli Нобору Йошидой, они создали картину, которая изображает луч, исходящий из рук. Руки — символ медицины, а луч — ее свет, освещающий город, изображенный вдалеке во мраке. Сейчас она весит в том самом Национальном музее болезни Хансена, возле лепрозория.

Миядзаки по праву можно назвать режиссером, который не боится предрассудков. Создает истории для детей, трогающие сердца взрослых, делает акцент на женских персонажах, за что его по праву можно назвать феминистом; отстаивает идеалы баланса и мирной жизни с природой. И даже затрагивает темы больных, изолированных от общества людей, показывая их как сильных, борющихся за свое счастье личностей.