Ученые в последние годы неустанно моделируют разные ситуации, которые гипотетически могут возникнуть, если кто-то из лидеров ядерных стран все же нажмет ту самую «красную кнопку». Тема противостояния двух крупнейших мировых держав снова будоражит умы и активно обсуждается журналистами. Эти беспокойства не беспочвенны. Сначала американцы объявили всему миру о создании маломощных ядерных зарядов и перевооружении своих стратегических объектов, а после уже Россия подлила масла в огонь и представила широкой общественности несколько инновационных разработок, которые уже успели окрестить «оружием апокалипсиса». Хотя представители обеих стран энергично отрицают начало нового витка холодной войны, эксперты с уверенностью утверждают, что это именно она, родимая. И вот тут наступает звездный час для перспективных разработок прошлого века. Зачем заново придумывать велосипед, если в старом гараже уже есть несколько удачных моделей, о которых все просто забыли на несколько десятилетий?

Железная глыба на четырех гусеницах

Ракеты на ядерной установке, гиперзвуковые летательные аппараты, тяжелые танки, которые могут вести боевые действия прямо в воронке атомного взрыва, — эти разработки, подобно призракам прошлого оживают на страницах военной истории и медленно возвращаются к жизни. В середине прошлого века гениальные советские конструкторы создали немало проектов, которые сворачивались в процессе работы или сразу же после ее завершения. Одним из них стал тяжелый танк, который был приспособлен к ведению военных действий после ядерного взрыва. Еще тогда конструкторы прекрасно понимали, что одних ракет для победы в таком масштабном конфликте будет недостаточно. Необходима специальная техника, которая сможет нормально функционировать даже в экстремальных условиях. Проект атомного танка получил название «Объект 279». Единственный экземпляр машины сохранился только в музее бронетанковой техники в Кубинке.

Экспонат мало напоминает танк. Возникает ощущение, словно перед вами стоит летающая тарелка, дополнительно оснащенная башней и гусеницами. Благодаря гладкими линиями и футуристической форме блюдца, машина гипотетически могла выдержать ударную волну ядерного взрыва. Толщина брони в некоторых участках достигала 270 мм, а на башне она составляла 319 мм. При таких показателях вес машины был запредельным. Конструкторы придумали простое, но оригинальное решение этой проблемы. Толщина брони в разных зонах отличалась и в наименее уязвимых местах составляла всего 50 мм. Это помогло снизить вес «Объекта 279» до 60 тонн. Его удельный вес на грунт составлял всего 0,6 кг на сантиметр. Точно такие же показатели и у легких машин.

Дополнительно массивный танк защищали противофугасные и противоосколочные экраны. А что же делать с радиацией? Какой прок от хорошей техники, если управлять ею будет некому? Естественно, конструкторы учли и этот нюанс при разработке проекта. Тяжеловес был дополнительно оснащен химической, противоядерной и биологической защитой экипажа. Внутри машины специальная система нагнетала давление, тем самым исключая попадание зараженного воздуха внутрь. Хотя экипажу не удалось проверить это в боевых условиях, но конструкторы полагали, что машина может пройти даже через эпицентр взрыва без вреда для танкистов. Советский «Объект 279» был практически неуязвимым. Создатели защитили его надежнее тяжелого танка Т-10 и знаменитого Т-34. Прочная, толстая броня тяжеловеса могла выдержать прямое попадание 122-миллиметрового бронебойного снаряда

Через завалы, болота и воронки взрывов

Двести семьдесят девятый должен был прорвать линию обороны и прокладывать дорогу остальной технике. В театре военных действий этому танку отводилась роль первопроходца. После ядерного взрыва он должен был вынырнуть из темноты в хлопьях пепла и добить противника, если тот каким-то чудом все же уцелел. Для этих целей машину оснастили 130-миллиметровой пушкой с механизмом заряжания, а дополнительной к ней — продвинутой системой управления огнем, которая включала в себя инфракрасный прожектор, оптический дальномер, системы ночного видения и оптического наведения. Танк мог отстреливаться практически в любых условиях. Пушка делала пять выстрелов в минуту. Это довольно высокий показатель даже для современных танков, но на «Объект 279» поставили и второе оружие для усиления. Выбор конструкторов пал на 14,5-миллиметровый пулемет Владимирова с механизированной укладкой, полуавтоматическим механизмом заряжания, стереоскопическим прицелом. Машина была укомплектована по последнему слову техники, что делало ее грозным и опасным противником. А что насчет скорости?

Тяжеловес оснастили мощным двигателем. На асфальтированной дороге он мог развивать скорость в 55 км/ч. Для такой тяжелой «ласточки» это было настоящее достижение. Проходимость танка тоже впечатляла. На нем можно было передвигаться по завалам или через вязкие болотные топи. Грязь, песок, взрыхленная почва — «Объект 279» с легкостью преодолевал любые препятствия. Он мог проехать даже по воронке от ядерного взрыва, и все это благодаря четырем бронированным гусеницам.

Что погубило проект?

«Объект 279» был отлично защищен от угроз разного рода. Он мог вести точный обстрел противника в любых условиях и разгоняться до высокой скорости (с учетом его веса), а воронки от ядерных взрывов танк преодолевал, как обычное шоссе. Так в чем же заключалась его проблема? Почему проект свернули, создав всего три опытных образца? Кстати, каждый из них с блеском прошел испытания, но Хрущев поставил крест на этой разработке. У «Объекта 279» был только один серьезный недостаток — его маневренность. По прямой танк двигался быстро и без проблем. Если возникала необходимость свернуть влево-вправо, экипажу приходилось прикладывать для этого немало усилий. Простое изменение траектории движения занимало много времени. Корень этой проблемы — четыре гусеницы, которые обеспечивали тяжелой машине высокую проходимость. С одной стороны, низкую маневренность танка нельзя назвать недостатком, ведь он и не должен был гоняться за юрким противником по болотам и полям. Вспомните о том, какую роль ему отводили создатели. Пройти первым, проложить дорогу для остальных и добить всех, кто попадется на пути. Для выполнения этой задачи высокая маневренность машине и не нужна.

Этот недостаток стал всего лишь поводом, потому что к тому времени, как «Объект 279» был успешно испытан, в советском танкостроении появилась новая тенденция — средние танки. Их вес составлял не более 50 тонн, а по характеристикам эти боевые машины почти догоняли тяжелые модели. Для закрытия проекта по разработке двести семьдесят девятого были и другие причины. В него было вложено немало бюджетных средств. Вспомните о его броне и сложной механике. Он слишком дорого обходился государству, у которого на тот момент амбиций уже поубавилось из-за наступившей оттепели в холодной войне.

Идея создания танка для ведения боевых действий в условиях ядерной войны реализовывалась не только в Советском союзе. В 50-х годах конструкторы американской компании Chrysler презентовали новый танк TV-8. Он, как и «Объект 279», имел необычную конструкцию. Двигатель, оружие, места для экипажа — все это располагалось в массивной башне обтекаемой формы, а не в корпусе, как у стандартных машин. TV-8 был модульным танком. При необходимости его можно было разделить и транспортировать нижнюю часть отдельно от основного корпуса. Мощная многослойная броня, пулемет с дистанционным управлением, внешние видеокамеры для лучшего обзора — у этой разработки тоже было немало преимуществ. При весе в 25 тонн машина могла даже плавать. Этот танк тоже создавался для ведения боевых действий после ядерного взрыва, но американские военные так и не дали проекту зеленый свет. Финал истории TV-8 во многом напоминает судьбу отечественного «Объекта 279». Вполне возможно, что такие футуристические машины появились слишком рано, поэтому и не имели никаких шансов.

Музейному экспонату место в музее?

Раз уж новый виток холодной войны на подходе, многие начинают оглядываться в прошлое и вытаскивать на свет давно забытые разработки. Журналисты американского издания The National Interest в одном из своих материалов подобно осветили советский «Объект 279». По мнению экспертов, на базе тяжелого танка можно создать еще более мощную боевую технику. Советские разработки не имеют аналогов в мире. Сегодня ничего подобного нет на вооружении ни в России, ни в США. Конечно, если посмотреть на современные проекты отечественного военпрома, то становится очевидно, что советский тяжеловес проигрывает по всем фронтам. Например, тот же Т-14 весит менее 50 тонн, может развивать скорость 80 км/ч на асфальтированной дороге и впечатляет своей маневренностью, судя по демонстрационным видео. Это настоящая боевая техника будущего, которая вполне заслуженно получила свою порцию восторженных отзывов. Современный танк оснащен разными комплексами защиты, но будут ли они работать без сбоев в условиях ядерной войны? Может старая-добрая броня все же окажется более надежной? Электроника может в любой момент подвести и выйти из строя. Тем более никто не знает точно, как она себя поведет в реальной ситуации, если вдруг ядерная катастрофа все же произойдет. В таких условиях нет смысла посылать в самое пекло людей, пусть даже они и будут надежно спрятаны за многослойной броней и всевозможными защитными экранами. Риск — дело благородное, но не в этой ситуации. Намного проще отправить на боевое задание умную технику.

Некоторые эксперты полагают, что «Объект 279» можно модернизировать и превратить его в беспилотный аппарат, который будет брошен в самую гущу событий после ядерного взрыва, если выживут те, кто будет ею управлять. У этой разработки есть все шансы вернуться из забвения, но модернизация проекта потребует немалых вложений. Даже в свое время «Объект 279» обходился государству слишком дорого. Есть ли смысл инвестировать такой дорогостоящий проект, покажет время.

 

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней