В немалой степени российские разработки нового типа аккумуляторов ориентируются на одно из достоинств натрия – его широкое распространение. В природе металл представлен в большем количестве (например, в обычной соли или морской воде), что определяет его меньшую стоимость. Литий имеет ограниченные запасы, поэтому технология с его использованием в источниках питания выходит дороже.

В рамках проекта специалистам удалось выявить самую оптимальную структуру расположения атомов, обеспечивающую примерно одинаковую с литиевыми аккумуляторами емкость. Многослойный способ укладки атомов натрия предполагает их расположение слоями, которые с обеих сторон закрываются решетками из атомов графена. Емкость натриевых АКБ при таком строении достигает 335 мАч на один грамм вещества, в то время как у литиевой батареи она равна 372 мАч/гр.

Практические испытания подобной структуры показали, что новейшая российская разработка сохраняет первоначальные характеристики при изменении количества атомных слоев: их увеличение сохраняет стабильность натриевой батареи. В сравнении с ней литиевый аккумулятор проигрывает – большее число слоев вызывает его дестабилизацию, несмотря на то, что частицы лития сильнее взаимодействуют с графеном. Натрий в таких ситуациях ведет себя по-другому: рост числа слоев наоборот приводит к росту стабильности такой структуры.

Преимущества натрия, которое используют российские технологии, признают и другие исследователи, в частности, Джон Гуденаф, автор литий-ионного аккумулятора. Несколько лет назад ученый представил технологию твердотельного элемента питания, способного выдерживать предельно низкие температуры, не взрываться от перегрева или повреждения. Основой такой батареи с повышенной плотностью энергии также стал натрий.

В настоящее время российский проект натриевых АКБ находится на этапе подготовки первого экспериментального прототипа, который в дальнейшем пройдет все стадии лабораторных испытаний. Сроки начала серийного производства и распространения аккумуляторов нового типа пока не называются.