Правда в том, что комиксы не ограничиваются лишь историями супергероев, а кроме Marvel и DC существует огромное множество других издательств и независимых художников, выпускающих комиксы для взрослой аудитории. Причем все они максимально разнятся, начиная от душераздирающей личной истории человека, который прошел через Холокост, заканчивая такими нестандартными темами, как проблемы с эрекцией у главного героя. Причем они не следствие вольного настоящего, а наоборот — бунта прошлого. Ведь история взрослых комиксов уходит глубоко в 60-тые.

Мы собрали для вас 16 комиксов для тех, кто не любит читать комиксы, чтобы познакомить вас с этим видом искусства.

Comics vs Comix: Немного истории

Перед тем как приступить к самому списку, давайте немного углубимся в историю андеграундных комиксов, чтобы наглядно показать нашим скептически настроенным читателям как именно комиксы стали чем-то «недетским».

В 1954 году издатели комиксов собрались вместе [образовав собой Ассоциацию издателей журналов комиксов], чтобы придумать собственный свод правил, которым должен соответствовать любой комикс, чтобы выйти в печать. С этого началась великая и не очень приятная эпоха цензуры, просуществовавшая не одно десятилетие.

Каждый написанный комиксный продукт проходил проверку, чтобы соответствовать моральным нормам и иметь приемлемое для детских глаз содержание. Причем запреты временами доходили до абсурда. Для начала в комиксах нельзя было допускать дискредитацию полиции, судей и правящей верхушки [только попробуйте критиковать действие властей, а тем более ведение войн, ай-яй-яй].

Забавно, что хоть комиксы не избегали политической повестки [например, Капитан Америка был создан Джеком Кирби как олицетворение американского национализма во времена Второй мировой войны], она должна была соответствовать видению властей.

Не допускались любые сцены секса, эротики, измен [брак в целом должен был быть святой вещью, и авторы даже не имели права усомниться в том, что развод между людьми — вполне возможное явление]. Также запрещено было любое упоминание наркотиков, показ живых мертвецов и даже использование отдельно слов «преступление» и «кошмар» в заголовке. Это только часть запретов, но думаю, они довольно показательные.

Как ответ на все это, ряд независимых авторов ушли в подполье и создали новый жанр андеграундных самопальных комиксов, выпускающихся самиздатом. Они шли от противного, показывая абсолютно безумные вещи и делая упор как раз на демонстрацию всего, что запрещал кодекс комиксов. И для того, чтобы подчеркнуть яркое различие между андеграундом и вылизанным до пуританской стерильности «безопасным» массовым продуктом, такие комиксы начали называть Comix, с буквой «X» на конце, дабы подчеркнуть их протест и взрослый контент.

Критики, само собой, называли андеграундную продукцию женоненавистнической, социально безответственной, где авторы прославляли насилие, секс и употребление наркотиков, которые они стремились передать во всех красках. Однако если присмотреться, подпольные комиксы включали прогрессивные тенденции, иллюстрированные поборниками важных политических идей 1960-х годов, включая феминизм, гражданские права, права ЛГБТ, аборты, легализацию наркотиков и протесты против войны во Вьетнаме.

Благодаря андеграунду и вдохновению, которое он принес, с каждым новым десятилетием комиксы все ближе приближались к литературному формату, имеющему социальную, политическую и образовательную ценность.

Кульминация произошла в 80-тых, когда вышли такие комиксы как «Mause» карикатуриста Арта Шпигельмана, получившего Пулитцеровскую премию. «Хранители» Алана Мура, которые впервые смешали в себе все популярные темы андеграунда с жанром супергероики. А сам жанр супергероев получил свое признание после «Возвращения Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера.

Влияние кода комиксов все слабело, пока он не потерял значимость совсем, а сама Ассоциация издателей не распалась. И вот, благодаря всей этой череде событий мы можем сегодня говорить о взрослых комиксах, представленных ниже.

Maus: A Survivor’s Tale

Как уже упоминалось ранее, за этот комикс автор получил Пулитцеровскую премию, и если это уже не убеждает вас, что комиксы совершенно недетское развлечение, тогда не знаю, что вам сказать. Это история родителей его автора, Арта Шпигельмана, которые пережили Холокост. Сам комикс основан на словах его отца.

Это очень тяжелая история, пробирающая до мурашек, показывающая одно из самых темных пятен в истории человечества. Все евреи в комиксе изображены как мыши, а фашисты как коты. Думаю, это самая подходящая метафора и не думайте, что подобное придает произведению комичности, наоборот, скорее ужасает.

Watchmen

Второй культовый комикс, который упоминался ранее. Его очень часто любят называть графическим романом, вот только это ничего не значит. Это просто манипуляция ради того, чтобы возвысить данный комикс среди супергероики, мол «исключение из правил» или «мы все прекрасно знаем, что комиксы — дерьмо, но вот «Хранители» — это единственный хороший бла бла бла».

Советую воспринимать это произведение о супергероях на пенсии в альтернативной реальности 80-тых как раз как комикс, чтоб осознать, что это искусство, которое на многое способно. Это сложная многослойная история про людей, у которых есть реальные проблемы.

The Sandman

Еще один представитель комиксов, благодаря которому этот вид творчества начали считать полноценной серьезной литературой. История Нила Геймана о повелителе снов, Песочном человеке, и его сестре Смерти очень атмосферная работа, рассказывающая об обитателях потустороннего мира.

Sin City

Если вы не увлекаетесь комиксами, скорее всего, вы не знали, что фильм «Город Грехов» снят по мотивам комикса Фрэнка Миллера [хотя, может вы один из тех внимательных людей, читающих начальные титры]. Очень жестокое и брутальное произведение с неповторимой эстетикой и исполнением. Его название говорит само за себя.

From Hell

«Из ада» — так назвали одну из записок, присланных Джеком Потрошителем в Комитет бдительности Уайтчепела, где автор впервые подписался своим известным псевдонимом, а также прислал часть почки, которую вырезал у первой жертвы.

Именно так Алан Мур назвал еще одно свое произведение, рассказывающее о детективе с опиумной зависимостью, который ищет на улицах Лондона небезызвестного убийцу.

Ибикус

Это графическая адаптация произведения Алексея Толстого «Похождения Невзорова, или Ибикус» от французского художника Паскаля Рабате. Комикс, как и книга, рассказывает о приключениях авантюриста Семена Невзорова, скрывающегося от гражданской войны. Произведение наполнено пьянками, разгульной жизнью и всем прилагающимся. Также все время Семен видит череп Ибикус — свой символ смерти.

Blacksad

Действие Blacksad разворачивается в альтернативном сеттинге 50-тых США, наполненном антропоморфными животными. Сама история следует за черным котом Блэкседом, работающим детективом. Но нет, это не безобидный «Зверополис», а пропитанный нуаром мир с жестокостью, ложью и своими проблемами, исходящими от населения. Так, в мире Blacksad есть расизм, основанный на цвете шерсти.

Блэксед расследует убийства, исчезновения и грабежи, повсеместно сталкиваясь с ложью и гнилью мира. Поверьте, эти животные чересчур сильно похожи на людей. Если вы любитель изящных изображения, то Blacksad понравится вам также за свой стиль и огромное количество деталей.

Persepolis

Уникальное автобиографическое произведение Persepolis рассказывает об иранской девочке, которой пришлось в раннем возрасте пережить Исламскую революцию и последующую войну с Ираком. Это серьезная история о человеке, наблюдающего как твоя страна становится все более закрытой.

Ghost World

Сюжета у Ghost World толком нет. Это меланхоличная повесть про переходный возраст двух девушек Ребеке и Энди. Одна из их характерных черт — цинизм. Они только окончили среднюю школу и решили больше не учиться, а просто отдыхать и шастать по своему большому безымянному для нас городу, критикуя все популярное, людей и постоянно задаваясь вопросом о своем будущем.

Несмотря на то, что сюжета как такового в этой истории нет, произведение не дает от себя оторваться.

The Walking Dead

Сериал «Ходячие мертвецы», который вы, скорее всего знаете, основан на произведении Роберта Киркмана. И сериал по сравнению с первоисточником — обрезанный продукт для детей. Этот комикс по-настоящему показывает жестокость людей после того, как произошел зомби апокалипсис. Если вы смотрели сериал, но хотите большего, тогда максимальную дозу главной философии «Ходячих мертвецов», что люди в зомби апокалипсис спасаются от людей — вы найдете только в комиксе.

Transmetropolitan

На сладкое хочу порекомендовать абсурдный треш для любителей «Страха и отвращения в Лас Вегасе» и творчества Хантера Томпсона как такового. Лучше всего описать это произведение как: гонзо и поиск правды в мире лжи под соусом киберпанка.

Главный герой Спайдер Иерусалим списан с Томпсона, а история рассказывает о его безумных гипертрофированных приключениях в огромном мегаполисе. Это произведение не для всех, как и творчество прообраза героя, но это не повод обойти его стороной

Если не боитесь экспериментов…

И напоследок я решил добавить несколько комиксов в жанре супергероики, если вы все же не боитесь его и хотите прочесть по-настоящему отличное произведение.

Scott Pilgrim

Еще одна история о взрослении про не сильно приятного парня, который должен победить семерых бывших партнеров девушки, в которую влюблен. Это безумное произведение, которое цепляет простыми темами про любовь и отношения, обходя стороной проблемы а-ля «Помни, Питер. Большая сила — это большая ответственность» или другие конфликты полубогов. Плюс, если вы любите поп-культуру в целом, вы найдете тут много родного.

Alias

Несмотря на то, что Джессика Джонс часть вселенной Marvel, ее история выбивается из классических троп супергероики. Это в первую очередь история пострадавшей от насилия женщины, которая не любит свои силы и мечтает вернуться к нормальной жизни, оставив прошлой за спиной.

Hawkeye

Да, Соколиный глаз. Тот самый чувак без супер силы с луком, над которым все издеваются. Однако этот оригинальный сольный комикс далек от ярких марвеловских историй, а скорее отдает дань уважения классическим шпионским фильмам. Даже если вы далеки от того, кто такие Мстители и сам Соколиный глаз, вы можете смело читать любой выпуск этого произведения, так как он рассказывает оригинальную историю, которая временами может даже шокировать.

Batman: Year One

Как я говорил ранее — «Возвращение темного Рыцаря» Фрэнка Миллера считается одним из культовых произведений, однако перед его прочтением я советую обратить внимание на рассказ о происхождении Бэтмена. Именно тут рассказана самая потрясающая темная история того, как Брюс Уэйн стал рыцарем Готэма.

Young Avengers

Данный комикс подойдет молодым людям, которым не чужды современные порядки в обществе, тренды и просто либеральные ценности. Комикс скорее даже похож на реалити шоу. Он уступает всем перечисленным выше произведениям, но заинтересует определенную аудиторию.