Прародители явления

Многие источники пишут, что официально история аниме берет начало в 50-тых. Однако с тем учетом, что зачастую всё аниме снимается по манге, стоит углубиться в историю. А именно в конец 19-того века [хотя вы можете найти сведения, что манга уходит корнями еще в XII век, в работы буддийского монаха Тоба]. Именно тогда до Японии дошли первые западные комиксы. Тут важно уточнить, что и на западе их было не так много. В 1902 году вышел первый японский комикс «Тогосаки и Макубэ осматривают Токио», в котором двое бродяг бродили по Токио и попадали в разные забавные ситуации. Тогда же манга начала развиваться дальше и стала развлечением для молодежи.

В 1917 вышел самый первый японский мультфильм «Namakura Gatana», в котором самурай собирается испытать свой меч. Он считается официальным началом мультипликации в Стране восходящего солнца. Однако в начале нулевых годов была найдена пленка «Katsudou Shashin», которая предположительно создана в 1907. На ней содержится анимация длиной в несколько секунд, где школьник рисует на доске иероглифы, после чего снимает шляпу и кланяется. Нарисована она была прямо на целлулоидной пленке.

До наших времен дошло довольно мало проектов раннего 20 того века. Однако все они пытались копировать западный стиль анимации, а длиной были не больше пяти минут. Создавали анимации небольшие коллективы или авторы одиночки, а потом продавали свои картины в кинотеатры или прокатным компаниям. Конкурировать с западом было невозможно, да и дорого. Чтобы сэкономить на производстве, многие авторы применяли вырезную технику анимации, за счет вырезанных бумажных фигур. Изображение выглядело очень плоским, и было лишено детализации.

Одним из классических представителей японской анимации тех времен можно назвать мультфильм «Убасутэ яма», который рассказывал о жутковатой традиции в стародавней Японии относить своих пожилых родителей в горы, и оставлять там умирать [не факт, что она существовала].

Зарождение качественной анимации

После прихода к власти императора Хирохито все японское медиа пространство начало работать на цели пропаганды и милитаризации. К началу 1940 года появилась первая аниме студия «Masaoka Production», а так же организации мультипликаторов и художников, такие как Shin Mangaha Shudan и Shin Nippon Mangaka.

После того, как Япония вторглась в Китай в ход пошли мультфильмы о том, как японцы с гордостью сражаются со своими врагами. Был даже выпущен мультфильм, где по сюжету лягушки островитяне сражаются против орды прилетевших захватчиков Мики Маусов.

После того, как Вторая мировая война закончилась, основным развлечением для рядовых японцев стали кинотеатры, где по большей части если и крутили мультфильмы, то американские. По качеству они значительно превосходили то, что было у Японии. Но желание конкурировать с западом, стало толчком для начала развития нового уровня отечественной анимации.

При этом, японские мультипликаторы все равно искали способы удешевить производство. Так родилась уже классическая для современных аниме методика делить всю картину на главные кадры, на анимацию которых шли основные ресурсы, например сцены боя, и второстепенные, где ничего не происходило и кадры были довольно статичными. Это позволило удешевить производство в значительной степени.

Но никто так сильно не заложил основы аниме мультипликации как Осаму Тедзука, который, например, позаимствовал у Уолта Диснея манеру использования больших глаз для передачи эмоций. И именно то, что вышло из-под его руки можно считать первыми аниме. Кроме того, Тедзука рисовал и мангу, которая после войны также активно развивалась.

У манги начали появляться новые жанры, а также четкое деление на сёнен и сёдзе, другими словами для мальчиков и для девочек.

В 1965 году студия Тедзуки начинает выпускать по его манге ТВ сериал «Могучий атом», он же «Астробой». Начинается аниме тем, что погибает маленький мальчик. Его опечаленный отец решает создать робота, похожего на своего погибшего сына в лице Астробойя. Тогда же и появилась концепция общего сюжета, когда каждая серия независима, но при этом у сериала есть нить основного сюжета.

Успех «Астробойя» привел к тому, что аниме начало активно развиваться: появлялись новые картины, новые студии, новая манга, на которой росли будущие режиссеры и мангаки, такие как Сатоси Кон, Кацухиро Отомо и Мамору Оси.

Тогда же деление сёнен и сёдзе пробралось в аниме и четко закрепилось в нем по настоящий день. В сёнен аниме главным героем был мальчик, который обладал необычными способностями, и часто ввязывался в передряги. В сёдзе, главная героиня девочка, в них также поднималась тема взросления, однако там был сделан большой упор на романтические отношения.

Великий охват

После того, как аниме стали самобытными и самодостаточными, они начали охватывать в своих сюжетах разные сферы жизни. Так, в 1968 году вышло первое спортивное аниме про бейсбол «Звезда Кёдзина», которое обрело такой успех, что через год было выпущено аниме про женский волейбол, а сама студия TMS и сегодня делает много крутых спортивных тайтлов.

В 1969 году вышло первое эротическое аниме по мотивам сказки «1000 и 1 ночь». К 1970 годам аниме плотнее вошло в ТВ среду, отдавая предпочтение сериалам, а не полнометражным картинам. Одна из причин была в том, что дети, выросшие на аниме, повзрослели, а вмести с подросшей аудиторией возросла популярность сериалов, рассчитанных на зрителей постарше. И именно 70-тые можно назвать расцветом аниме, как массового явления.

В 1973 году на экраны вышел сериал «Милашка Хани», созданный по манге Го Нагаи, которая по жанру была махо сёдзе ориентированная на парней. Телекомпания решила поставить это аниме в один ряд с другими серьезными проектами, поэтому концепция подверглась изменению. Главную героиню сделали андроидом, которая сражалась с мафией, романтику свели на минимум, а также добавили обнаженку. Так в аниме появилось уже привычное нам сегодня превращение, когда, например, в аниме про девочек волшебниц во время превращения главная героиня на пару секунд остается обнаженной, что позже мы увидим в Сейлор Мун».

Тогда в семидесятых появился король аниме – жанр меха, о котором мы рассказывали отдельно [настоятельно рекомендуем вам прочесть материал, так как история аниме во многом связана именно с ним]. Стоит все же сказать, что после выхода сериала «Mazinger Z» в 1972 году, меха стал главенствующим направлением во всем аниме. Тогда же и появился поджанр сентай, который рассказывает о команде героев, борющихся со злом.

Продолжение истории аниме мы рассмотрим в следующем материал.