Поначалу все идет довольно предсказуемо. Герой осваивается в новом для него мире, находит друзей и сражается с демонами. Казалось бы, в этой истории можно разглядеть классические тропы, которые мы видели в той же большой троице, но после пятой серии главный герой врезается в стену под названием смерть.

Буквально через несколько серий Итадори и его товарищ отправляются расправиться с Проклятьем, но оно оказывается совершенно на другом уровне силы. Все заканчивается тем, что его товарища почти убивают. В свою очередь Многоликий внутри Итадори берет под контроль его тело и изгоняет Проклятье. Но вместо того, чтобы на этом моменте заложить основу для трогательной истории в духе Наруто и Курамы, Многоликий забирает тело Юдзи, пытается убить всех его друзей, но в итоге решает просто убить Итадори и себя вместе с ним. В конце концов, он еще может воскреснуть из остальных 19 пальцев, так что ему нечего терять. Так, главный герой погибает и проваливает миссию по спасению людей от Проклятья. Да, в последующем он вернется, но сам факт!

Этот эпизод прекрасно иллюстрирует то, как «Магическая битва» из раза в раз показывает клише жанра, только для того, чтобы в итоге сломать. Чем дальше продвигается сюжет, тем больше герой понимает, что он не такой уж и особенный, что он не может спасти всех, а люди, которые выбрали не ту сторону, умрут за эту ошибку.

Отход от жанра впервые за долгое время

Сам по себе сёнэн настолько популярен, что его основа стала в некоторой степени синонимом аниме на западе. Однако этот жанр не претерпел больших изменений за последние четыре десятилетия, с тех пор как «Драконий жемчуг» задал ему основные каноны.Проблема этого кроется в самой политике журнала Weekly Shonen Jump, на страницах которого выходили самые известные сёнэны своего времени. У манги есть возможность стать аниме, только если она будет удерживать лидирующие позиции на страницах журнала. Из-за этого авторы не так часто рискуют экспериментировать и отходить от проверенных формул.

Проблема даже не в том, что аудитория боится изменений, а скорее в сложности отойти от классических троп сёнэна, чтобы это оценили.В свое время это удавалось далеко не многим мангам и таким работам как Hunter X Hunter, One Punch Man, Attack on Titan и Chainsaw Man пришлось провести большую работу, чтобы выйти за рамки и в буквальном смысле вывернуть жанр наизнанку под разными углами. Именно это и получилось сделать Jujutsu Kaisen.

В остальных же случаях трудно не заметить, что спустя почти 40 лет существования в большинстве своем истории сёнэнов стали довольно вторичными. Но как описано выше, у этого есть своя причина.

Мир не вращается вокруг тебя

Самого Итадори можно назвать типичным героем сёнэн. Даже больше, его можно назвать собирательным образом всех известных персонажей жанра. Он немного глуп как Наруто, самоотвержен как Ичиго и амбициозен как Мидория. При этом каждый из перечисленных героев ставит своей целью стать сильнее и изменить мир. Когда же Jujutsu Kaisen ясно дает понять, что Итадори слаб для такого и никогда не сможет изменить мир. Единственная его цель и назначение – съесть все пальцы Многоликого демона, а потом быть казненным, чтобы стать для него вечной могилой и не дать вернуться.

Сам герой из раза в раз проходит через осознание суровости мира, в котором оказался. Хороший тому пример, запутавшийся в себе и выбравший сторону Махито, главного антагониста сериала, школьник Йошино. Итадори становится ему другом и отчаянно пытается вернуть рассудок, но уже слишком поздно. Манипулятор Махито просто убивает Йошино, когда тот перестает быть ему полезен. В свою очередь, когда Итадори просит Многоликого о помощи, тот просто насмехается над ним, говорит, что ему вообще плевать и он не будет напрягаться. В этой ситуации нас обманывает даже опеннинг сериала, где Йошино изображен живым и здоровым в кругу других учеников Академии.

При этом ужас, наполняющий сериал, предназначен не просто для шока, а для того, чтобы более полноценно вызвать эмоции зрителей. Всем своим видом и поступками Махито показывает, насколько жизнь бессмысленна, что очень сильно подрывает идеалы главного героя. При этом Юдзи способен к рефлексии и начинает просто смотреть на мир более реалистично, просто делать то, что ему под силу, переставая грезить о великом и несбыточном.

Все это делает мангу и аниме популярными. Автор Jujutsu Kaisen прекрасно знает, что аудитория сегодня уже устала от повторения одних и тех же идей и готова к чему-то большему. Близость сюжета манги к нашей реальной жизни и делает ее такой популярной. Дерьмо случается, но с этим можно жить, если не пытаться смотреть на мир через розовые очки. Jujutsu Kaisen отлично отражает этот современный менталитет мышления человека 21 века, поэтому ему удается выходить за рамки и оставаться таким интригующим. Сериал симулирует предсказуемость, после чего вносит в него долю интересной изюминки. Описанное здесь – это только вершина тем, поднятых этим произведением, но оно уже должно интриговать.

Несмотря на наличие в истории проблем, например, я бы выделил довольно не интригующую систему способностей и имбового героя, но это все равно еще один свежий глоток воздуха для всех любителей сёнэн.