Как все начиналось

В принципе на западе и у нас в восточной Европе аниме входило в культуру практически одинаково, но с тем отличием, что до нас это явление добралось позже, после распада СССР. Отечественный фандом рос на многих других тайтлах, нежели западный. Хотя стоит отметить, что и в Советском союзе были случаи, когда детям [ну конечно же, нарисовано – значит для детей] показывали аниме. Яркий пример «Летающий корабль-призрак» показанный на советских экранах в 1969 году.

Но если ставить в противовес запад, где уже в 80-тых крутили «Акиру» и «Гандам», то не такое это и достижение. Но были в развитии этих аниме культур и схожие моменты, ведь что там, что у нас в стране крутили «Сейлор Мун» в 1996 и «Покемонов» в 2000-ном. И как раз эти два сериала стали чуть ли не откровением для многих будущих отечественных анимешников. Сообщество начало расти в нулевые, аниме было достать трудно, поэтому тайтлы поступали в страну поочередно. Появлялось несколько новых аниме, которое все смотрели и обсуждали. Так эти картины пополняли список обязательного к просмотру, который публиковали первые аниме сайты.

 

Ты не мог назвать себя анимешником, если не смотрел ту или иную классику. Это был такой себе негласный обряд инициации. «Блич», «Наруто», «Стальной алхимик», «Акира», «Крутой учитель Онидзука», «Ван Пис», «Эльфийская песнь» - все эти и многие другие тайтлы туда входили. И с появлением большего числа аниме, росло количество обязательных тайтлов, которые ты должен посмотреть, чтобы войти в тусовку.

Такая фанатская среда была в свое время, что на западе, что на востоке. Не знаю как вы, но я рад, что сегодня деление на настоящих и не настоящих фанатов [тру отаку и казуалов], не имеет такой важной роли, и все больше сходит на нет.

Возможно вы знаете, почему дела обстояли так. Сообщество было маленьким, его недолюбливали. Найти в такой враждебной среде единомышленника также трудно, как и найти само аниме. Фанаты ограничивались в выборе, так как раньше отсутствовала возможность быстро переводить или делать субтитры для всего. Из-за такого тяжкого подхода люди выбирали только классное аниме и тратили на него свое время.

Быть фанатом аниме раньше значило состоять в определенном клубе, который был отстранен от других и многим не нравился. У него были свои традиции, внутренний юмор и чувство, что его члены получают нечто эксклюзивное, не доступное другим субкультурам. А что случилось сегодня?

Поглощение

В целом аниме осталось верным своим традициям, но изменился подход к нему. Во многом из-за того, что в моду вошло сезонное аниме. Быть частью сообщества стало трудней, чтобы оставаться в теме нужно постоянно смотреть новые тайтлы и отслеживать тренды, которое обсуждают в тусовке. Это вошло в привычку, и самое странное, что сериал уже перестает быть текущем через 3 долбаных дня после того как вышел! Приходится постоянно смотреть трендовое аниме текущего сезона, чтобы активно его обсуждать. Все вылилось в один бесконечный цикл, который длится последние несколько лет.

Если раньше для новичка были отправные точки в мир аниме, основанные на списке обязательного к просмотру, и они точно знали, что является годнотой. Теперь, прыгая с головой в коричневый бассейн сезонного аниме в надеже найти самородки, они рискуют превратить первый опыт в негативный. Кажется, что если первые три серии огонь, то и все аниме такое. И часто это не так.

И как по мне, довольно прискорбно, что мы стали смотреть аниме, ради того, чтобы обсудить его и быть в теме, а не для поиска хороших картин. Это еще и трудно, ведь выходит просто ужасно большое количество тайтлов. Ты заходишь на какой-нибудь сервис по типу Шикимори, и глаза разбегаются от того, что выходит в этом сезоне. Ты не знаешь даже за что ухватиться, и во внимание бросаются самые популярные онинги, которые имеют высокие оценки и обсуждаются. А если ты хочешь посмотреть то, что пропустил в прошлом или позапрошлом сезоне, то лучше сразу пустить эти десятки тайтлов по вене, чем пытаться охватить просмотром.

Как бы это не звучало, но нынешний подход сделал нас еще более скованными, чем тогда, когда мы смотрели только то, что могли. Все это подводит нас к простому вопросу. Во времена перенасыщенности контента, видеоблогинга, стриминговых сервисов от крупных корпораций, бурного развития гиковской культуры, чем аниме выделятся? И ответ – ничем.

Я пришел к тому, что аниме является лишь продуктом потребления, когда мой лучший друг сказал мне, что иногда смотрит аниме на скорости 1.5, чтобы побыстрее его посмотреть и так делают многие. Я почувствовал будто мне врезал по морде Майк Тайсон, от осознания того, что мы начали относиться к развлечению как к работе или какому-то грузу, который нужно побыстрее переработать.

Мир изменился

И это уже не проблема аниме, а современного мира, где царит клиповое мышление, а внимание – это наш самый главный ресурс. За него сражается просто гигантская медиа индустрия, предлагающая нам больше, чем мы можем усвоить. И в этом огромном потоке, даже хорошие сериалы с большой вероятностью будут смыты волной нового контента, выпускающегося каждый день.

Теперь, когда аниме стало массовым, его эксклюзивность пропала. Это не плохо, но вместе с этим пропадает ощущение, что ты являешься частью чего-то особенного. В первую очередь изменилось понятие аниме-фанат. Ты можешь смотреть только меха аниме или сёнен, поглядывать всего пару тайтлов в месяц, заниматься косплеем, читать только мангу или поглощать на скорости 1,5 новые сериалы – и все равно будешь фанатом аниме. Смотрел ли ты классику или нет - не важно. И в эпоху, когда ты знаешь, что знаменитости как Леонардо Ди Каприо, Дэниел Редклифф и Киану Ривз разделяют твои интересы, важным являются не сериалы, а сама огромная аниме культура. Теперь ее членов слишком много, чтобы подгонять их под одно описание.

И как в любой другой индустрии, чтобы не смотреть и не играть во все подряд, фандом будет смотреть только то, что выделяется больше всего.

Подводя итог, я не хочу сказать, что это рефлексия не на тему «раньше было лучше», а скорее осознание, что аниме изменилось в том плане, что оно больше не особенное, а фандом не то маленькое сообщество, которым оно было.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней