Зарождение жанра и при чем тут Вторая мировая?

Жанр меха уходит своими корнями в саму историю зарождения аниме и манги, а повлияла на нее Вторая мировая война. Ведь последствия от двух ядерных бомб, сброшенных на Японию, отразились не только на жизни самих японцев, но и на их будущей культуре.

«Прото представителем» жанра была короткая манга «Electric Octopus», написанная еще в 1940 году, которая рассказывала о пилотируемом роботе осьминоге.  Первопроходцем же жанра меха стала манга Осаму Тэдзуки «Astro Boy», которую впервые опубликовали в 1952 году. В свою работу Тэдзука вложил переживания всех народов, которые были вымотаны после Второй мировой, и свою ненависть к войне. Сегодня «Астробой» не похож на представителя меха в нашем понимании, но именно он заложил основы для жанра.

Манга про Астробоя вдохновила Мицутеру Йокоями на написание по-настоящему самого первого меха произведения «Тэцудзин 28-й» изданного в 1956 году. История рассказывала про мальчика Шаторо, который отдаленно управляет 20 метровым роботом, оставленным ему отцом. Робот был создан Японским правительством для победы в вымышленной Тихоокеанской войне. В 1963 году по манге вышел телесериал «Tetsujin 28-gō».

Как и Осаму Тэдзука, Йокояма вкладывал в произведение свои воспоминания о войне, и заложил в него посыл, что огромные механические супер-роботы, как и ядерные бомбы – это не зло и не добро по своей сути. То, чем они будут, зависит от того, в чьих руках окажутся. После, интерес к огромным роботам продолжится до 70-тых годов, а потом начнет расти еще больше.

«Взрыв» меха

Сегодня бы мы назвали это трендом, или хайпом, но в 70-тых подобное просто охарактеризовали как «взрыв интереса». Тогда появились первые представители классики меха аниме, которые начали приносить и развивать новые идеи.

В 1972 году из-под руки Го Нагая появилось аниме «Mazinger Z», где впервые был показан пилотирующийся изнутри робот. Сегодня благодаря этой картине, мы и определяем, что есть меха, а что нет. Настала эпоха гигантских супер-роботов с летающими кулаками и лазерами в груди, которые каждую неделю побеждали новых противников. Появившиеся чуть позже, но наследующие «Mazinger Z» аниме сериалы «Геттер Робо» [1974], «Грендайзер» [1975], «Комбаттлер Ви» [1976] укоренили за собой понятие «злодей недели», которое потом перекочует в западные сериалы на долгое время [например, по такой же концепции выходили «Секретные материалы»].

Яркие образы роботов были направлены на детскую аудиторию. Тогда маркетинг заметил это и появились первые игрушки по этим аниме. В итоге меха аниме делалось, чтобы продавать их детям. Хорошо это или плохо, но за жанром до сих пор сильно закрепился мерчиндайзинг, который определяет успех сериала по количеству проданных фигурок роботов.

У аниме того времени наблюдается четкая закономерность: на Землю нападает инопланетная цивилизация, какой-нибудь профессор создает огромного робота и собирает команду подростков, которая будет им управлять. Главный же герой, как правило, родственник этого профессора. Такая концепция не могла прожить долго, ведь все проекты выходили однообразные и жанр скоро выдохся.

Под конец десятилетия первыми потугами к изменению стали «Chou Denji Machine Voltes V» [1977] и «Tousho Daimos» [1979], где классическое распределение на белое и черное [инопланетяне - зло, а защитники - добро] стиралось. Настоящими антагонистами становились саботажники конфликта. Но по-настоящему перезапустил жанр, и стал явлением, которое сохраняется и по сегодня «Gandam».

Реалистичные роботы

После появления «Гандама» в 1979 жанр меха разделился на две подгруппы «супер-роботы» и «реалистичные роботы». Это была своеобразная эволюция жанра меха. В «Gandam» роботы показывались именно реалистичными – настоящими машинами для войны. Это было аниме про выдуманных людей, на выдуманной войне, которое показывало все серьезно. Тут не было боя против абсолютно злых роботов-пришельцев, а реальное противостояние людей против людей на «танках с ногами и руками», которые выпускались серийно.

И хоть конфликт в аниме показывался односторонне, мы знали мотивы каждой из противоборствующих сил. Это концепция была революционной, как и то, что героем был не подросток, а молодой, совершеннолетний парень, который попал в незнакомый ему мир. И если вам кажется, что звучит похоже на то, что вы видели в недавних аниме про роботов, то именно «Гандам» зародил подобное.

Его взрослые темы не имели ничего общего с простыми сюжетами меха аниме 70-тых. Это вызвало странный феномен. Сериал был настолько взрослым, что его закрыли. Ведь зачастую меха предназначалась для детей, чтобы те покупали игрушки. Взрослые просто не воспринимали этот жанр серьезно. И когда появился «Mobile Suit Gundam» по нему трудно было продавать игрушки, так как дети не хотели покупать их. Самое смешное, что свою легендарную расцветку робот RX-78-2 Gundam получил только ради привлекательного вида мерчиндайзинга.

Возвратился он и получил признание только в 1982 году, когда вышло три скомпилированных фильма. Именно тогда он оказал на ответвление реалистичных роботов такое же сильное влияние, как когда-то «Mazinger Z» на супер-роботов. Начали появляться новые сериалы с оригинальными идеями, которые интриговали. А супер-роботы отошли на задний план, дав дорогу для начала своеобразного ренессанса.

Именно тогда появились тайтлы, связанные с непреодолимым будущем, где человечество производит роботов серийно, а также покоряет с их помощью космическое пространство. Начиная с 1982 появились такие последователи «Гандама» как «Клык Солнечного Даграма» [1982], «Гиперпространственная крепость Макросс» [1982], «Бронированные войны Вотомы» [1983] и «Полиция Будущего» [1988].

А сейчас лирическое отступление. Немного заспойлерю свой собственный материал, но в будущем мы разберем концепцию и историю идолов [или айдалов, как вам угодно]. И самое смешное, что именно в «Гиперпространственной крепости Макросс» они появились впервые. Тогда еще вряд ли кто-то знал, что аниме про реалистичные мехи породит чертовых айдалов. А сам дизайнер мехов «Гиперпространственной крепости Макросс» Сёдзи Кавамори прославится как один из самых популярных создателей роботов.

Жанр стал главным в культуре аниме. Это сегодня мы поглощаем всякий исекай, тупые гаремники и повседневность, а раньше моду задавали роботы. Увы, даже несмотря на крутую концепцию все это привело к тому же, что и в 70-тых – перенасыщению рынка, спада его популярности и снижения качества сериалов под конец 80-тых.

Опять назрела почва для революции, на которую стал Хидэаки Анно. Он начинал карьеру в индустрии работая над аниме «Космический линкор Ямато» и «Гиперпространственная крепость Макросс», но как режиссер он дебютировал даже не своей первой работой «Королевский десант», а как раз меха тайтлом «Ганбастер: Дотянись до небес». В нем Анно смешал воедино классические мотивы супер-роботов с серьезными темами, которые поднимались в реалистичных меха аниме. Через время именно это объединение станет для жанра определяющим.

80-тые подходили к концу и в начале нового десятилетия у жанра начался кризис идентичности. Меха перестали держаться концепций антиутопического военного будущего, или борьбы с пришельцами, как это было раньше. Девяностые стали порой экспериментов, во время которых произошла популяризация жанра во всем мире.

Но об этом мы поговорим уже во второй части материала про историю аниме жанра меха.