И хоть сегодня некоторые из эффектов смотрятся не так страшно как в свое время, такие картины как The Thing он же «Нечто» в русском переводе, способны напугать даже сегодня. Фильм Джона Карпентера стал по-настоящему вершиной практических эффектов в кинематографе. Роб Боттин – создатель всех монстров и человек, ожививший их на экране вместе со своей командой, после съемок был госпитализирован из-за истощения и пневмонии полученных на съемках. Однако благодаря его кропотливому труду мы увидели самый новаторский фильм ужасов своего времени, который соответствовал эксцентричному вкусу режиссера Джона Карпентера. Как мы пообещали в материале про историю спец. эффектов, сегодня мы поговорим про практические эффекты в «Нечто».

Плохо тогда – отлично сейчас

«Нечто» состоит в одной лиге с фильмами, которые в свое время не были признаны общественностью. В 1982 году на экранах дебютировал «Инопланетянин» Стивена Спилберга, и видимо в зрительских сердцах не нашлось место для еще одного космического существа, ибо когда в этом же году дебютировал «Нечто», критики и зрители не сочли его интересным.

Трудно поверить, что это когда-либо могло быть так, но потребовались годы, чтобы мнение по поводу шедевра Карпентера изменилось. За 37 лет, прошедших с момента выпуска, уже многое было сказано об искусно созданной атмосфере, пропитанной паранойей, и о талантливом актерском составе.

В первую очередь обидно, что зрители не оценили именно подход к созданию эффектов, к которому прибегли авторы и Роб Боттин в первую очередь. Он руководил командой из 35 художников по специальным эффектам, выискивая и нанимая многих из самых талантливых людей в индустрии. Тем не менее, он сам делал большую часть работы. В течение 14 месяцев Боттин и его команда работали круглосуточно, и у многих из них не было ни одного выходного за это время.

Все что попадет под руку

Фильм Карпентера хоть и заявлен как ремейк «Нечто из иного мира» 1951 года, на деле очень далек от него. Наоборот, фильм во многом полагается на первоисточник, новеллу Джона Кэмпбелла « Кто идет?». Именно из романа Боттин черпал вдохновение при создании монстров. Буквально еще в первые этапы съемок фильма он создал несколько моделей аморфных чудовищ, в частности людей с растекающимися лицами.

Самое примечательное, что в процессе создания непосредственно моделей для съемок команда использовала абсолютно все, что попадалось им под руку, начиная с латекса, стекловолокна, пластика и заканчивая желатином, майонезом, клубничным джемом, жевательными резинками и кукурузной мукой. Весь этот шведский стол был использован, чтобы создать монстров, которые постоянно развиваются и становятся все отвратительней. Помимо этого использовались протезы, различные марионетки, гидравлические механизмы для управления чудищами.

В какой-то момент Боттин был настолько ошеломлен огромным количеством эффектов, что он пригласил для помощи своего коллегу Сэма Уинстона, чтобы он создал монстра для сцены с превращением собаки, которая впервые знакомит публику с ужасом. Уинстон смог создать модель, которая, как и все остальные чудища, невероятно правдоподобно развивалась. Он управлял головой монстра при помощи сложной конструкции, а команда другими частями тела. Также применялась магия монтажа в особенности для щупалец чудовища. Так, сначала было снято, как тентакли протягивали через модель, а потом запись просто пустили задом наперед, чтобы создать ощущение, будто бы они появлялись сами. Сцена кончается тем, что Кейт Дэвид обдал монстра залпом огня из полностью работающего, настоящего огнемета.

Еще одной известной сценой является спасение Норриса, когда его кладут на стол, чтобы запустить сердце дефибриллятором, однако из его груди появляются зубы, которые откусывают руки доктора, и из брюха вылезает тварь. Ее сжигают огнеметом, но в это время голова Норриса вытягивается, падает на пол, из нее вырастают паучьи лапы и она убегает. Для этой сцены были созданы три разные моделей монстров.

Боттин и его команда создали манекен из стекловолокна Чарльза Халлахана, сыгравшего Норриса, и даже дошли до того, что они скрупулезно воссоздали точную последовательность волос на его груди. Были созданы протезы и внутренние органы, а также несколько форм тела и гидравлическая установка, которая зажимала руки доктора, чтобы оторвать их. Для правдоподобности сцены был нанят дублер с ампутированными конечностями и протезами на руках. Он заменил врача в сцене и даже носил эластичную маску, которая выглядела максимально реалистично. Другие актеры даже думали, что режиссер просто нашел человека похожего на их коллегу.

После этого команда потратила 10 часов на то, чтобы из груди Норриса вылез второй монстр, временами прибегая к покадровой анимации. Почти столько же ушло на голову, которая убегает. При этом все это время комната была наполнена вредными токсичными веществами, которые использовались для воссоздания инопланетных внутренностей и крови. Это была не очень здоровая среда для дыхания.

Для эффекта как из головы вырастают ноги была использована такая же техника, как и в случае со щупальцами собаки. Иллюзия движения была создана, когда голова была помещена на дистанционно управляемое транспортное средство и управлялась одним пультом, в то время как набор анимированных ног создавал иллюзию того, что существо убегает. Эффекты, представленные в этой сцене, заняли у Боттина месяцы неутомимых, изнурительных работ. А сама сцена при этом длилась на экране от силы три минуты.

Кропотливая работа, вошедшая в историю

В целом Боттин провел 57 недель, 7 дней в неделю, работая круглосуточно, пока в конце концов не был госпитализирован. Его команда тоже работала так же усердно, многие люди просто спали в студии всего несколько часов за ночь, чтобы продемонстрировать амбициозные эффекты. Это не говоря уже о людях, которые занимались визуальными эффектами, каскадерами и постановкой. Старания всех этих людей помогло превратить «Нечто» в настоящий шедевр, который не теряет актуальности и сегодня, будто бы он законсервирован во времени.

Мы, кинозрители, настолько одержимы компьютерной графикой, что видеть реальные осязаемые эффекты становится редкостью. Поскольку они должны скрываться у всех на виду, эти невероятные работы талантливых мужчин и женщин, которые их создают, широко игнорируются Голливудом и зрителями. Все это резко контрастирует с тем, что когда-то проливалась настоящая кровь за то, чтобы создать невероятные эффекты без помощи компьютерных технологий.