В данном рассказе я буду ссылаться на главного редактора Den of Geek, Джона Сааведра, специализирующегося на истории данной франшизы, который покопался в отсканированной версии первого сценария к фильму. Я также прошелся по нему, чтобы разбавить материал новыми мыслями.

Еще с самого начала Джордж Лукас планировал сделать «Звездные войны» историей из нескольких фильмов, что очевидно, однако у него было заготовлено два варианта развития событий, в зависимости от того, как публика примет «Новую надежду». В случае провала, Лукас планировал снять низкобюджетный фильм, заказав у Алана Дина Фостера [адаптировавшего события первого фильма в роман] скромный сценарий о том, как Люк и Лея терпят крушение на планете покрытой джунглями, где пытаются опередить Дарта Вейдера в погоне за таинственным камнем Кайбурр.

Однако так как первый фильм оказался успешным, данный сценарий стал первым официальным романом расширенной вселенной «Звездных войн» «Splinter of the mind’s eye», а Лукас был вынужден создавать продолжение своего блокбастера, сделав его масштабней и круче. Так как вместе с этим он был занят созданием Lucasfilm и развивал инновационную студию Industrial Light & Magic, он решил отказаться от режиссуры и написания сценария для фильма, вместо этого профинансировал его из своего кармана. А чтобы оправдать статус продолжения, обратился за написанием сценария не к абы кому, а легенде космических опер, писательнице и сценаристке таких фильмов как «Рио Браво», «Эльдорадо» и «Долгое прощание» Ли Брэкетт. Примечательно в этой истории то, что Брэкетт умерла от рака буквально через несколько недель после того, как начала работу над «Империя наносит ответный удар» и успела написать первый черновик сценария.

Во время работы Брэкетт и Лукас не раз встречались, чтобы продумывать детали сценария и многие его аспекты даже дожили до самого конца производства фильма, хотя отличий в нем было достаточно. Наверно, самое главное – Дарт Вейдер не был отцом Люка.

Что касается Йоды, то это имя старец получил намного позже, ведь в ранней версии сценария он фигурирует как «Баффи», что было сокращением от Бунден Дебаннен. В примечаниях Лукас писал, что ему где-то 3-4 тысячи лет и он должен был показать Люку устройство светового меча.

Сам по себе черновик сценария – очень интересная вещь, особенно с тем учетом, что там оставлены пометки Лукаса.

В черновике Брэкетт представлены также все важные моменты, которые мы в конечном итоге увидим на экране: битва на ледяной планете, мудрые слова старого мастера-джедая, полет через смертоносное астероидное поле, любовный треугольник, величественный город в облаках, неожиданные предательства и кульминационную дуэль между Люком и Вейдером.

В сценарии довольно много величественных моментов. Например, фильм по версии Брэкетт также начинается с планеты Хот, однако в нем Хан и Люк на больших ящерицах исследуют ближайшие области в поиске опасных существ, которые могут навредить расположившейся недалеко базе повстанцев. Писательница описывает ее как Ледяной замок, и что самое интересное, ледяной монстр, которого встречает Люк в фильме, в первой версии сценария был лишь одним из целой толпы гигантов, которые нападали на базу.

Создается впечатление, что писательнице очень нравится, когда повстанцев атакуют, ведь именно это и происходит по ее сценарию постоянно. Сначала ледяные монстры, потом начинается атака Империи при помощи «ползучих танков», которые позже станут АТ-АТ. Все эти сражения Повстанцы проигрывают и зачастую ведут себя как идиоты. Несмотря на то, что после событий прошлого фильма тысячи систем присоединились к сопротивлению, складывается впечатление, что они вообще не готовы к войне.

Еще одна отличительная черта этого сценария – любовный треугольник между Люком, Ханом и Леей. Эти события изображаются сценаристкой с использованием традиционных сюжетных троп, где Лея показана более стереотипно женственной, а Люк и Хан соперничают за ее чувства. В последующем это было переработано в то, что мы получили в фильме, однако именно эта черновая история помогла выстроить в будущем отношения между контрабандистом и принцессой.

Тем временем Дарту Вейдеру нужна Лея, чтобы заманить Люка в Орбитальный город, версию Облачного города в этом проекте. Достаточно интересно, что для фильма, получившего название «Империя наносит ответный удар», Империя едва ли присутствует в первых двух актах этого проекта. Злодеи появляются на экране только на 20 страницах.

Все свое время ситх проводит в своем замке на планете Тон Муунд, которая часто вспоминается в сценарии и вероятно была первой версией столицы Империи до того, как это место занял каноничный Корусант. Сам же Корусант Лукас рассматривал как «Планету мегаполис». Также он планировал ввести в фильм «Водную планету» и «Планету с подземным городом» – все эти места мы в последующем увидим в приквелах.

Что касается Тон Муунд, Брэкетт описывает ее как место, где день должен быть очень необычным, ведь планета вращается вокруг голубой звезды.

Очень интересно Брэкетт описала мотивацию Вейдера найти Люка. Хотя по ее сюжету они не являются отцом и сыном, имеют уникальные отношения через Силу. Здесь Вейдер больше похож на темного волшебника, который может атаковать Люка Темной стороной со всей галактики. В сценарии есть несколько случаев, когда Вейдеру удается проникнуть в голову Люка с помощью Силы. Эволюция этих идей таки попала в фильм, но не так буквально.

Вейдер хочет просто отомстить Люку за унижение в прошлом фильме, и у него нет той глубины, которая появилась позже. Плюс, без тайны происхождения Люка между ними двумя конфликт терял интерес.

Один из важнейших разделов «Империи наносит ответный удар» - это обучение Люка на Дагобе под руководством мастера Йоды. В целом все обстоит почти так же как и в конечном варианте, и Люк приземляется на болоте, встречает болтливого, похожего на лягушку старичка, который представляется как Митч. В итоге он учит его противостоять Темной стороне силы. Однако в сцене есть одно очень важное отличие: Йода призывает из Силы призрак Оби-Вана, а тот приводит с собой отца Люка, которого в сценарии называют просто «Мастер-Скайуокер».

Он выражает гордость за сына и рассказывает, что у Люка есть сестра-близнец, хотя это не Лея, а некто по имени Неллит, которая никогда больше не упоминается в сценарии [возможно, идея осталась для третьего фильма]. Сцена заканчивается тем, что Митч, Бен и старший Скайуокер возводят Люка в рыцари своими световыми мечами, фактически присваивая ему титул джедая, хотя он должен пройти одно последнее испытание, чтобы стать настоящим членом Ордена: победить Вейдера.

Этот бой разворачивается в Орбитальном городе, где все герои воссоединяются вместе.

Хан, который в этом проекте менее наемник и более достойный солдат повстанцев, не пытается вернуться к Джаббе, чтобы выплатить долг. На самом деле, в этом фильме вообще нет охотников за головами. Вы можете поблагодарить Лукаса за добавление Бобы Фетта в более поздние версии. Перед нападением на ледяную планету Лея поручает Хану отправиться на миссию, чтобы убедить его отчима Ована Марекала, лидера «Транспортной гильдии», присоединиться к Восстанию. Сценаристка описывает его вторым сильнейшим и влиятельным человеком в Галактике, однако в фильм он так и не попал.

«Сокол» приземляется в торговом форт посте Лэндо, чтобы персонажи могли спрятаться. Сам Лэндо по характеру такой же, каким и оказался в финальном варианте. Здесь он также придает героев и их берут в плен. При этом Хана не замораживают.

В то же время Вейдер и Люк сходятся в противостоянии, однако во время дуэли не происходит ничего необычного, ведь по сценарию Брэкетт главным поворотом фильма является именно предательство Лэндо. В итоге фильм заканчивается тем, что герои спасаются из плена и прилетают на планету повстанцев Бесспин Каалиеда, где Лея и Люк прощаются с Ханом и Чуи, которые улетают прямиком в третий фильм искать Ована Марекала, а Люк салютует улетающему кораблю своим мечом.

Так заканчивается первая версия «Империя наносит ответный удар». Возможно, если бы Ли осталась жива, мы бы получили менее драматический фильм, хотя сам Лукас был в восторге от ее сценария. Значимость этой первой версии можно видеть по тому, что сама структура сюжета и многие моменты все же попали в фильм, хоть и в измененном виде.