Гаитянская магия Вуду

Если верить многочисленным источникам, перед тем как ворваться на целлулоидную пленку ожившие мертвецы терроризировали местное население Гаити, так как в их фольклоре c XVII века на раз встречается упоминание о зомби. Хотя, если быть точнее, не зомби, а нзамби, что с языка Западной Африки переводится как дух мертвого человека. Также есть еще одно гаитянско-креольское слово — зонби, которым характеризовали умерших, но воскрешенных при помощи магии людей. В этих историях зонби были рабами тех, кто их воскресил, и выполняли любую волю такого человека.

Кроме того, согласно литературе, а именно «Undead Eighteenth Century» Линды Трост, зомби как нечто мистическое появились в 1697 году и описывались как духи или призраки, а не как каннибалы.

Хотя еще задолго до этого времени можно было найти упоминание о ходячих мертвецах в культуре людей. Например, археологи при исследовании гробниц в Древней Греции находили усыпальницы, задвинутые большими камнями. Они предполагали, что это сделано из-за боязни людей мертвых, которые, по мнению греков, в один день оживут, однако это только теория, почему так делали и у камней могло быть практическое, а не суеверное назначение.

В свою очередь в скандинавской мифологии мы имеем более явное подтверждение страха перед нежитью. Так, Драуги по мифам скандинавов были ожившими мертвецами близкими к вампирам. Тела Драугров разбухали и становились массивней, что пробуждало в них голод, а их внешний вид во многом зависел от смерти человека. По одним сказаниям они были стражами усыпальниц, по другим же выходили ночью из могил, чтобы прыгать по крышам домов и вселять страх в людей, а также нападать на животных и странников. В отличие от гаитянских зонби, Драуги сами могли использовать магию.

Больше всего авторам первых фильмов об оживших мертвецах понравился образ именно безвольных трупов с Гаити, что полностью отразилось на сюжете самого первого фильма с участием воскресших мертвых — «Белый зомби» 1932 года.

Основанный на романе Уильяма Сибрука «Волшебный остров» главный антагонист таинственный владелец большого замка в Гаити по имени Легендре при помощи магии Вуду превращал мужчин в рабов, чтобы те работали на его сахарной плантации. В дальнейшем он превращает в зомби женщину Мэделин, для того чтобы сделать ее своей женой. Берите, пожалуйста, в учет, что речь еще не идет о некрофилии, поэтому сотрите с экрана свой чай, если вы вдруг выплюнули его на экран. Настоящий жених Мэделин объединяется с местным доктором, чтобы выбить все дерьмо из главного плохиша и его армии.

Последующие зомби-фильмы активно использовали подобные темы в своих сюжетах на протяжении 30-х и 40-х годов. Например, фильм 1943 года «Я гулял с зомби» рассказывает о медсестре, нанятой для ухода за больной женой владельца карибской плантации, и она сталкивается с Вуду и зомби.

В фильме «Король зомби» 1941 года трое своенравных путешественников остановились в особняке на острове в поисках убежища и обнаружили, что его хозяин не только работает со шпионами, но и является мастером зомби вуду. В «Мести зомби», нацист, живущий в старом болотном особняке Луизианы, поднимает мертвых, чтобы собрать армию нежити для Третьего рейха. Считайте это было некое политическое высказывание.

Особенно стоит выделить фильм «Я гулял с зомби» за то, с какой красотой на свое время он был снят.

Ядерная угроза и пришельцы

После Второй мировой холодная война, ядерное вооружение, плюс боязнь людей космической угрозы [обязанная появлением из-за популярности научной фантастики в то время] стали новым страхом и он нашел отражение и в культуре, и соответственно на зомби-фильмах. В результате политических и социальных изменений концепция Вуду была переосмыслена многими авторами.

Например, в картине «Зомб-подростки» появился безумный ученый, который порабощал молодых людей при помощи нейролептического газа. Фильм «Существо с атомным мозгом» рассказывал, как нацист использовал зомби, чтобы помочь местному гангстеру прийти к власти, а Эд Вуд реализовал в своей картине «Планета 9 из Открытого космоса» идею, что пришельцы воскрешали мертвых, дабы те уничтожили всех живых людей на нашей планете. По своей сути зомби были все теми же безвольными марионетками, вот только управляли ими не маги, а наука или прогрессивные цивилизации извне.

Пришествие Джона Ромеро

Нет человека на всем белом свете, который бы сделал для культуры зомби больше, чем Джон Ромеро. Вдохновленный романом Ричарда Мэтисона «Я –Легенда» о постапокалипсисе, где почти все население Земли было уничтожено, а вторая его половина превратилась в кровососущих вампиров, он выпускает свой фильм «Ночь живых мертвецов», который переворачивает концепцию зомби с ног на голову и задает этому образу характеристики, узнаваемые в ходячих мертвецах и по сей день. Что примечательно слово «зомби» даже не произносится в фильме. Первая версия сценария вообще называлась «Киношка о монстрах».

Зомби Ромеро больше не безвольные куклы на службе нацистов или пришельцев, а пожирающие плоть монстры, убить которых можно только уничтожив их мозг, а стать подобным им может любой, кто был укушен. Манера поведения, движения и звуки – все пошло оттуда.

Ромеро даже вставил в фильм политический подтекст, когда в конце главного героя Бена, являющегося афроамериканцем, убивает полиция, принимая его за упыря, а начальник полиции хвалит стрелявшего за отменный выстрел.

Вторым самым значимым фильмом режиссера того времени можно также назвать «Рассвет мертвецов» 1978 года, закрепивший успех жанра, в нем же обозначили ходячих трупов термином «зомби». В дальнейшем все зомби-фильмы, так или иначе, копировали формулу Ромеро.(6)

Гниющие новыми красками бурные 80-тые

В 80-тых, когда в кинопроизводстве стали распространены спецэффекты и грим, зомби перестали быть просто метафорой и начали приобретать устрашающий вид с запекшейся кровью и гниющими частями тела, что прекрасно показано в неофициальном продолжении «Рассвет мертвецов» известном как «Зомби 2». Многие правила, заложенные Ромеро, были все еще каноном, который должен быть в любом фильме про зомби, но вот достаточное количество авторов начали экспериментировать, чтобы развить поджанр зомби-фильмов.

«Возвращение живых мертвецов» продемонстрировало игривую сторону мертвых в стиле панк-рока. К слову пристрастие зомби к мозгам появилось именно в нем. «Реаниматор» основанный на произведении Лавкрафта заиграл новыми красками с обилием крови и незабываемыми образами, как говорящая оторванная голова.

Культовая картина Сэма Рейми «Зловещие Мертвецы» продемонстрировала нам зомби, превращенных в таковых благодаря демонической магии Некрономикона, а также подарила нам пару скивелов с одним из самых известных борцов с демонами – Эшем, предпочитающим со второй части носить вместо руки бензопилу.

Такие фильмы как «Похоронены, но не мертвы» и «Змей и радуга» вернула Вуду в этот поджанр. В последнем, основанном на работе Уэса Крейвена, отказались от эстетики 80-х, показав зомби в образе гаитянских монстров.

Зато кто абсолютно следовал моде, так это Майкл Джексон, выпустивший свой клип «Триллер» с толпой танцующих живых мертвецов в 1982 году.

А ближе к концу десятилетия, еще задолго до «Властелина колец» Питер Джексон правил балом безумия на съемках «Живой мертвечины», установив потом золотой стандарт качества для формата комедийного фильма ужасов.

Вирусы 21-го века

В нашем настоящем фильмы о зомби разделились на много разных поджанров. Зачастую они рассказывают истории выживания людей во время масштабного апокалипсиса, вызванного загадочным вирусом, что наверняка было вдохновленно страхами перед первыми крупными эпидемий гриппа, SARS Cov 2002 года и Эболы еще задолго до нашей печальной коронавирусной реальности. Это, например, «28 дней спустя» где из-за вирусов зомби перестали быть медленными и неуклюжими, а стали быстрыми и сильными

Что интересно, только последние 20 лет акцент начал смещаться на людей, а не на самих оживших мертвецов. В комедиях о зомби, таких как «Зомби по имени Шон» и «Зомби по имени Фидо» зомби использовались как простой фон и катализатор личностного роста человеческих персонажей. А «Тепло наших тел» вообще рассказывает историю любви между девушкой и зомби парнем [все, теперь можете выплевывать чай на экран].

«Поезд в Пусан» и «Съемки без тормозов» использовали формулу зомби в качестве основы для создания трогательных историй о семье, а «Ходячие мертвецы» на пике своей славы показали, что бояться нужно не зомби, а людей, выстраивающих на останках мира свои новые законы жизни. К слову именно этот сериал вернул интерес общественности к зомби тематике, так как в начале 10-тых годов этого века истории стали максимально приевшимися.

Зомби в играх и комиксах

Образ зомби в играх развивался параллельно о киношному и авторы открыто черпали вдохновении из многих культовых фильмов, хотя, безусловно, игры порой опережали свое время. Та же серия Resident Evil рассказывала о биологическом заражении Т-вирусом с 1999 года, и продолжает делать это сейчас. Также она представила нам опасных Мистера Х и Немезиса – зомби-мутантов управляемых людьми.

Серия Half-Life показал образ зомби, как людей, которыми овладели хэдкарбы – существа из другого измерения. Хэдкраб прыгает на голову человека и подчиняет его себе. Причем многое говорит о том, что человек лишь частично умирает и чувствует адскую боль. А в S.T.A.L.K.E.R. живые мертвецы являются продуктом выжигания мозгов пси-волнами.

Немало известных игр использовали зомби как рядовых врагов, как например серия Dead Rising, в которой уклон был сделан на юмор и трэш, но в большинстве случаев в других тайтлах они не ничем не выделяются из типичного образа.

Легче сказать, где они не появлялись, ведь даже такие серьезные игры как Red Dead Redemption подарили нам возможность пострелять в мертвецов с дикого запада в дополнении Undead Nightmare. Разве что в Dying Light ходячие мертвецы были представлены как ночные существа, которые становятся после захода солнца агрессивными и быстрыми хищниками.

Значительно переосмыслили концепцию живых мертвецов Naughty Dog в первой The Last of Us 2013 года. В ней виной зомби-апокалипсиса стал грибок кордицепс, который существует в реальности. Данная спора захватывает мозг муравьев и подчиняет, заставляя совершать многие действия во вред себе, но во благо паразиту, позже спора использует тело носителя, чтобы расти в виде гриба. Naughty Dog перенесли эту концепцию на людей и мы получили одни из самых уникальных зомби в играх, как например, Щелкуны.

Упор на человеческую историю делала и The Walking Dead, которая, как и одноименный сериал, основана на серии комиксов Роберта Киркмана. Этот автор уже несколько лет выпускает комиксы и именно они намного лучше, чем игры, а тем более сериал, показывает всю бесчеловечность людей, по сравнению с которой меркнет любая зомби угроза.

Если хотите наглядно понять о чем я, просто найдите и сравните, как Мишун отомстила Губернатору в комиксе за изнасилование, и как лайтово он был убить в сериале. Во вселенной Киркмана люди боятся людей, а не зомби – вот вам и отражение страхов современного общества.

Но как бы то ни было, зомби были, есть и будут одним из самых культовых образов монстров в поп-культурном мышлении, который прошел долгую эволюцию от околдованных магией Вуду трупов, до опасных инфицированных монстров, пожирающих людей.