Сам по себе термин относительно молодой и появился в 1972 году на страницах DC Comics в серии Weird Western Tales. Однако подобное смешение жанров происходило еще раньше. Так, одним из самых ранних фильмов в таком настроении был «Всадники свистящего черепа» где появились ожившие мумии.

Однако расцвет жанра произошел только в 60-х годах, когда на экране начали появляться классические телешоу как «Сумеречная зона», где встречались сюжеты с характерными чертами жанра странного вестерна. Хотя намного большее распространение он обрел после выхода целого сериала под названием «Дикий дикий запад» 1969 года.

Этот шпионский и научно-фантастический телесериал рассказывал про агентов тайной государственной службы, в чью задачу входило охранять президента США Уильяма Гранта и само государство от нестандартных угроз. Путешествовали напарники на необычном поезде, который был оборудован всем от конюшни до научной лаборатории. Антураж сериала был вдохновлен стимпанком, творчеством Эдгара Аллана По, Герберта Уэллса и Жюля Верна, а герои были списаны по внешности и характеру с Джеймса Бонда. В борьбе же против необычных преступников они использовали продвинутые гаджеты.

В то же время небезызвестный отец американской кукольной анимации Рэй Харрихаузен поражал зрителей в кино динозаврами в картине «Долина Гванги», которым противостояли ковбои.

Еще в 1960-х годах существовала тенденция противопоставлять легендарных героев вестернов самым культовым монстрам, снимая для развлечения манерные фильмы, которые пытались удвоить свою аудиторию, обращаясь к поклонникам обоих жанров. «Билли Кид против Дракулы» – один из самых ярких примеров таких картин.

Более же современным взглядом стали картины как «Почти полная тьма» и «Пропащие ребята» посвященные борьбе с вампирами. Если же мы говорим о глупых фильмах категории Б, то это «Закат: Вампиры в изгнании», где главную роль сыграл небезызвестный Брюс Кэмпбэлл.

Традиция снимать подобные шоу только продолжилась, и уже в 90-е можно было увидеть такие сериалы как «За гранью возможного», «Пистолет мертвеца» и «Приключения Бриско Каунти — младшего».

Хоть история странных вестернов пересекается как с телевидением, так и с кино, его популярность позволила ему перекочевать даже в видеоигры и аниме.

Так, к тому времени вышло одно из эталонных произведений в жанре космического вестерна Cowboy Bebop, рассказывающий о недалеком будущем, где человечество покинуло Землю и распространилось по всей галактике. Само же аниме следует за группой охотников за головами с корабля «Бибоп», которым слишком часто не везет в их ремесле. Еще одними культовыми аниме произведениями космического вестерна можно назвать Outlaw Star и Trigun.

На самом деле говорить о космическом вестерне как о части странного вестерна может быть отчасти неверно, хотя как по мне первый можно спокойно причислять ко второму, разве что с той скидкой, что космический вестерн может стоять особняком как поджанр, который стал отдельным культурным феноменом. Например, элементы космического вестерна можно найти в «Звездных Войнах: Новая надежда» на Татуине, хотя называть картину представителем weird west или космического вестерна язык не поворачивается. В любом случае, где о нем еще говорить как не здесь?

Позднее по пути «Бибопа» пошел, но уже со стороны запада сериал «Светлячок» от Джосса Уидона. Он также рассказывал нам историю о команде наемников, которые часто любят подкалывать друг друга. К сожалению, несмотря на феноменальный успех, сериал прожил всего 14 эпизодов, после чего был закрыт, хотя позже создатели выпустили отдельный большой эпизод, чтобы закончить историю.

В начале нулевых годов были попытки снять картины подобного жанра с большими бюджетами, и так мы получили некое переосмысление «Дикого дикого запада» с Уиллом Смитом в главной роли. Хотя фильм приняли достаточно неоднозначно. Второй высокобюджетной картиной была «Ковбои против пришельцев» от Джона Фавро, снятого по одноименному комиксу с Дэниэлом Крейгом в главной роли.

В нашей же современности самым ярким представителем жанра является «Мир дикого запада», в свою очередь вдохновленный одноименным фильмом Майкла Крайтона 1973 года. Концепция также осталась неизменной и рассказывает про тематический парк развлечений, который не так прост, как кажется на первый взгляд. После выхода картины 1973-го в производство был запущен сиквел «Мир будущего» 1976 года и неудачный телесериал «За пределами мира Дикого Запада» 1980 года. Затем, в 2016 году, Джонатан Нолан и Лиза Джой вернулись к концепции Крайтона для переосмысления в сериале от HBO.

Кроме того, успех последние два года заполучил «Мандалорец», который как раз и развил идеи космического вестерна в сеттинге далекой-далекой галактики.

Если говорить о видеоиграх, то и тут жанр успел прижиться. Одними из самых ярких представителей в нем является Fallout: New Vegas, серия Desperados, две последние части Wasteland и недавний Weird West от выходцев из Arkane Studio.

Отдельно стоит поговорить о Fallout: New Vegas за авторством Obsidian. Остальные части Fallout, если мы говорим о проектах от Bethesda, вряд ли можно назвать вестерном. Ради справедливости в оригинальной Fallout можно было найти подобные элементы, однако именно Fallout: New Vegas соответствует жанру больше всего. После того как Obsidian стали частью Microsoft, они также выпустили The Outer World, который зашел на территорию космического вестерна.

В целом мы имеем картину, что жанр странного вестерна имеет очень богатое разнообразие и не ограничивается одними только фильмами и сериалами. Он смело существует как в аниме и комиксах, так и в видеоиграх. Поэтому я считаю, он является одним из самых уникальных в сфере современной популярной культуры.