Разберем лишь моральные устои, которые прививает нам сей роман и картины, вошедшие в наш топ фильмов про мушкетеров.

Моральные устои прошлого

Как сказал бы герой Миронова из «Бриллиантовой руки», «облико-морале» у обывателей того времени было на самом низком уровне. Ведь, какой сюжет предстанет перед нашими глазами, если отбросить в сторону всю красочную навесуху?

По всему выходит, что три мушкетера — это роман, в котором королева одного государства, по сути, изменяет с министром другого государства. Нет, до секса не доходит, но здесь и одних только «тайных свиданий» достаточно для того, чтобы нравственный облик того времени упал ниже плинтуса.

Далее, идем к низшим сословиям. Молодому дворянину совершенно без разницы, что девушка замужем. Это не останавливает его от того, чтобы всеми усилиями не пытаться на нее «взгромоздиться». Равно как и девушка, будучи замужем, не прочь покуролесить с первым встречным.

Про казнь Миледи и вовсе – молчим. Как бы то ни было, казнить человека без суда и следствия четверка друзей не имела права.

Далее, что мы видим? Во второй книги трилогии ахинея продолжается. Анна (королева) без зазрения совести спит с кардиналом (духовным лицом). И прекрасно чувствует себя зная, что один из ее детей томится в темнице ни за что. Вот так мамаша.

В третьей книге и вовсе оказывается, что поменять одного короля на другого – раз плюнуть, и сделать это может любой, кто обладает достаточной властью. Причем, сам король выступает здесь не только в роли какого-то непредумышленного деспота, но и в роли самого настоящего лошары, который не в силах прочувствовать то, что творится у него под носом. Возникает вопрос, а зачем тогда он вообще нужен стране?

Про сына графа Де Ла Фер, размазню, который не в состоянии пережить измену, мы и вовсе молчим. Как молчим и о том, за какие низменные цели дворяне прошлого пускались на авантюры, причем, даже не думая о том, к каким последствиям их действия могут привести.

Но киношникам и этого было мало. В своих кинолентах они сдабривают ахинею автора своей, да так, что и вовсе какая-то вакханалия идиотии выходит.

Итак, поехали дальше.

11. Мушкетёры 20 лет спустя (1992), мини-сериал (Россия) 7.02

Спустя 13 лет Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил забабахать фильмец по второй книге Дюма о трех мушкетерах, то есть, продолжение первого фильма, который освещен нами в первой части нашего топа. Вышло криво и косо по многим причинам.

Во-первых, до последнего непонятно было, кто будет музыку к этому фильму писать. Поскольку для Боярского и прочих исполнителей главных ролей отдельные песни сочинять оказалось некому, мини-сериал вышел уже не мюзиклом, а чем-то, вроде комедийно-драматических исторических приключений на тему…

Во-вторых, Боярский вынужден был разрываться между двумя лентами, собственно, – этой, и «Тартюфом». А потому ни в той, ни в этой он так и не смог сыграть нормально.

В-третьих, режиссер во время съемок сильно болел и уезжал лечиться за границу, и съемочный процесс продолжался под началом Боярского. Отсюда и отвратительная игра актеров. Особенно это видно по началу съемок, когда происходят встречи между друзьями. Актеры ведут себя в кадре так, будто и вовсе не знают, что делать.

Но, самое главное – в-четвертых. Делая первую ленту Юнгвальд-Хилькевич не собирался снимать продолжение. Равно как не собирались адаптировать впоследствии продолжение романа и сценаристы. А потому без зазрения повыкидывали из повествования кучу значимых вещей, без которых вторая часть попросту не смотрится.

Не будем заострять внимание на всех деталях, хватит и одной. Из первой части напрочь был вырезан такой значимый герой, как брат мужа Миледи лорд Винтер. А ведь он даже при ее казни присутствовал. И вот во втором фильме он появляется из ниоткуда, причем, знающий о всех деталях этой казни и о всех ее участниках.

Отдельно хочется сказать о перстне, который д’Артаньян, якобы, заложил, чтобы отправить весточку Бэкингему о том, что его хотят прикончить. Все мы знаем, что ничего подобного в первом фильме герой Борского не делал.

И так далее. Но посмотреть можно. Поскольку это одна из всего пары-тройки киноверсий, снятая по второй книге, которую кинематографисты, почему-то, предпочитают обходить стороной.

12. Три мушкетера (1953), х/ф (Франция, Италия) 6.91

Несмотря на то, что фильм довольно старый, он отреставрирован в цвете и стоит внимания, поскольку в нем, снятом, опять же, по первой книге, действия разворачиваются максимально приближенно к первоисточнику. Хотя, есть и тут свои «расхождения».

Письмо тут у д’Артаньяна никто не крал в Менге, а выздоравливал он после побоев под чутким присмотром здешней служанки Анетт, с которой у него были шашни. Немного переиначили и с вызовами на дуэль, то есть, с первым знакомством. У Портоса перевязь и спереди и сзади была в норме, просто гасконец, пробегая мимо, оттолкнул его плащ. Атоса он просто толкнул, причем тот вовсе не был ранен. Лишь Арамис, как обычно, топтался на своем платке.

Плащ мушкетера д’Артаньян здесь получил сразу, как только проткнул шпагой де Жуссака во время первой знакомственной дуэли друзей. Здесь Констанция, почему-то, была племянницей Бонасье. Но дядюшка оказался не лучше мужа. Вместо того, чтобы сказать гвардейцам, что девушки дома нет, он сдал ее со всеми потрохами. Кстати, его даже никто не арестовывал. Он просто продался за бабло.

Для чего галантерейщику нужно было делать люк в нижнюю комнату, где у него хранятся припасы? Откуда брал дорогие наряды д’Артаньян, если он прибыл в Париж без гроша и налегке? Непонятно.

13. Три мушкетёра: Подвески королевы (1973), х/ф (США, Великобритания, Испания, Панама) 6.50

Чересчур комедийная интерпретация, в которой более всего запоминается то, как мушкетеры из числа дворян влачат до такой степени нищенское существование, что вынуждены воровать жратву в харчевнях. Причем, делают это до такой степени наивно, что только диву даешься тупости всей надуманной феерии.

Миледи тут в момент передачи подвесок дерется с Констанцией, а слуга, почему-то, есть лишь у д’Артаньяна. Это единственная лента, в которой показано, как гасконец на обратном пути из Англии собирал своих друзей. Атос тут выставлен самым натуральным болваном, который по пьянке постоянно падает в колодец. Д’Артаньян подрался на шпагах с Рошфором еще до того, как ему отправиться в Англию, хотя в книге он трижды бился с ним, но уже после всех действий, что описываются в романе.

Фильм является первой частью. Вторая, с худющим Майклом Йорком в роли д’Артаньяна, вышла в следующем году и тоже присутствует в нашем списке лучших фильмов о мушкетерах на 16 месте.

14. Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя (1993), мини-сериал (Россия) 6.35

В мини-сериале, снятом Юнгвальдом-Хилькевичем по третьей книге, а, если быть точным, по третьей книге третьей книги, поскольку «Виконт Де Бражелон или Десять лет спустя» это трехтомник в трехтомнике, действия разворачиваются вокруг все той же «подмены королей», а, если быть точнее, вокруг подмены короля Луи на его брата Филиппа.

Роль королевских близнецов тут сыграл Харатьян, который к тому моменту еще не окончательно спился. Фильм, честно говоря, вышел такой же посредственный, как и вторая часть и желал его выхода, в первую очередь, лишь Боярский, который до такой степени вжился в образ д’Артаньяна, что и до сих пор не может расстаться с мушкетерской шляпой.

15. Три мушкетёра (1993), х/ф (Австрия, Великобритания, США) 6.25

Картина вышла самой красочной и востребованной, поскольку в ней снялись такие известные на то время актеры, как Кифер Сазерленд (сериал «24 часа») и Чарли Шин («Взвод» (1986) и сериал «Два с половиной человека).

Теперь о том, что привнесли в эту адаптацию ее самоотверженные адаптаторы. Начинается лента с полного расформирования роты мушкетеров. Из-за чего, не говорится. Рошфор, почему-то, выступает здесь в роли капитана гвардейцев кардинала, хотя он был просто его шестеркой, хоть и будучи в титуле графа.

Здесь Констанция, почему-то, фрейлина королевы, а не ее кастелянша. И с ней д’Артаньян познакомился еще по пути в Париж, когда за ним гнались какие-то родственники чувака, бабу (или сестру) которого он «оприходовал». Рошфор, по словам Атоса, оказывается, тоже когда-то был мушкетером и был изгнан из роты за (!) неподобающее поведение.

По интересному тут сложился и первый вызов на дуэль. Атоса гасконец вызвал на дуэль сам, поскольку ему не понравилось, что тот был чересчур не разговорчив, Портосу он забрызгал вином перевязь, которую ему подарила королева Америки (!), Арамис сам на него сверху свалился, когда сваливал от мужа подруги, которую «просвещал в теологии».

Король тут безвольный лошара, у которого Ришелье, как не фиг делать, взял, да распустил роту охраны. Трое мушкетеров, как оказалось, отказались «распускаться» в числе прочих. Именно поэтому их хотят арестовать как бунтовщиков.

Особенно примечательно то, что тут Ришелье был предателем, который за плечами Людовика XIII лепил договоры с Бекингемом и даже наметил покушение на самого короля, о чем призналась Сабина (не путать с маленькой ведьмой), она же здешняя Миледи и бывшая жена Атоса.

16. Четыре мушкетера (1974), х/ф (Испания, Панама) 6.23

Продолжение тех «Трех мушкетеров», что в нашем топе находятся на 13 позиции. Хоть история с подвесками и закончилась, феерия идиотизма не прекращается. Рошфора освободили из тюрьмы все те же мушкетеры, Констанцию украли, одев, при этом зачем-то кошелку ей на голову. Понятно, что в дальнейшем нашим друзьям придется ее освобождать, схлестнувшись с Миледи, вооруженной шипящими и дымящимися от яда (что более говорит о кислоте, а ни о яде) кинжалами и все тем же одноглазым Рошфором и его прихвостнями.

Отдельного внимания заслуживает подводная лодка. Зачем нам показали это идиотское «чудо подводного передвижения», опровергающее все законы физики, непонятно. Наверное, в то время это выглядело круто.

17. Мадемуазель Мушкетёр (2004), мини-сериал (Хорватия, Германия, США) 6.16

Создается впечатление, что авторы адаптированных сценариев специально выискивают идиотию поидиотичнее, чем у предыдущих. Например, в этой ленте, в которой действие разворачивается в то время, когда д’Артаньян (здесь – снова тощий Майкл Йорк) и его друзья уже старые пердуны, король Людовик XIV - сын Бэкингема.

Письмо королевы Анны с доказательствами этого факта попадают в руки кардиналу и тот уже потирает руки, мечтая о том, как он зашантажирует нынешнего короля Франции до чертиков. Но письмо выкрала любовница короля, после чего ее убивает здешнее воплощение Миледи.

Письмо попадает в руки к дочери д’Артаньяна Валентине, и теперь капитан гвардейцев кардинала Виллеруа со сдвинутой на бекрень кукушкой ни перед чем не остановится, чтобы не прикончить эту наглую девку, стремящуюся во что бы то ни стало стать мушкетершей.

В фильме Валентине предстоит защитить тайну короля и вместе с сыновьями остальных трех мушкетеров, заделавшихся (Ха!) уличными актерами, воспевающими собственные былые подвиги, освободить невесту Людовика – будущую королеву Франции, а пока – принцессу Испании, из цепких лап злодея Виллеруа.

Интересным фактом является то, что в этой ленте про мушкетеров вновь снялся Жерар Депардье. И если в ленте «Человек в железной маске» (1998), что фигурировала в первой части нашего топа лучших фильмов про мушкетеров на 6 месте, он играл бравого Портоса, то тут ему досталась роль изменника кардинала Мазарини.

18. Дочь д’Артаньяна (1994), х/ф (Франция) 6.08

По книге д’Артанья так до своей смерти и не обзавелся детьми. Но «сценаристы-адаптаторы» с этим не согласны. Причем, в большинстве случаев они настаивают на том, что если бы у него и был ребенок, то это в обязательном порядке была бы дочь. Что и случилось в очередной версии фильма о мушкетерах.

В фильме все началось с того, что с какого-то судна сбежал негр и, скрываясь от погони, спрятался в монастыре. Именно в этом монастыре росла и воспитывалась дочка д’Артаньяна Элоиза. После случившейся заварухи она едет в Париж нажаловаться на даму в красном, что гонялась за негром и убила настоятельницу, за смерть которой девушка поклялась отомстить.

Дартаньян в это время прозябает в нищете и дает уроки фехтования за еду. Живет он у своего бывшего слуги Планше, ныне – владельца закусочной. К нему и заявляется Элоиза с дурными вестями и со своим другом Квентином, который под псевдонимом «Беднота» пишет пасквильные стишки, прославляющие идиотию нынешних властей.

У нее имеется какое-то письмо, выпавшее из рук убитого, негра. Что в нем зашифровано? Чего так боятся злоумышленники? Это нам и предстоит узнать, засмотрев ленту до конца.

Очень интересно, в какую пору угораздило родиться Элоизе? Планше сказал, что баюкал ее еще при осаде Ла-Рошели. Значит Дюма врет и где-то в тех событиях между подвесками и убийством в Бетюнском монастыре прошло более 9 месяцев.

Кстати, по словам д’Артаньяна, в этом фильме со времен осады Ла-Рошели прошло всего 20 лет, значит сейчас, по идее, он не только должен был находиться на службе, но все так же прозябать в чине лейтенанта и, более того, собирать своих друзей, дабы спасти короля Британии от Кромвеля. Но в этой вселенной, как сейчас принято говорить, то, что стало с д’Артаньяном, не самое худшее. Атос, к примеру, по его словам, вообще скоропостижно скончался…

19. Три мушкетера (1959), х/ф (Франция) 6.06

Здесь роль бравого гасконца сыграл сам молоденький Жан Поль Бельмондо. А начинается повествование сразу с кабинета де Тревиля, где Дартаньян подслушивал под дверью, а Атоса, как в книге, из-за ранения в плечо уложили в кровать.

Здесь д’Артаньяна, как и в романе, определили в какую-то академию, где всех учили танцевать, фехтовать, одним словом, вести себя прилично. Неясно какого черта Рошфор с Миледи делали в резиденции мушкетеров? Что лорд Винтер делал среди гвардейцев, когда мушкетеры и д’Артаньян решили драться на дуэли?

Интересно, что в подставном письме к Бэкингему ему прямым текстом назначается свидание с королевой у кастелянши Бонасье. И если Миледи и так знает, где будет скрываться Бэкингем, почему бы его не взять прямо там, тепленького?

Это единственная интерпретация, в которой широко раскрыта линия о взаимоотношениях Миледи и брата ее настоящего мужа. Здесь именно де Вард познакомил спасшего ему жизнь д’Артаньяна, с Миледи.

Минусами является то, что Планше, слуга гасконца, взялся буквально из ниоткуда. Вот его не было, а вот он, откуда-то, вдруг, появляется. И, снова, люк в полу. В книге, чтобы попасть на нижний этаж, д’Артаньяну приходилось разбирать пол. Тут же изначально присутствует люк. Какой идиот специально станет делать лазейку в свои закрома?

20. Три мушкетёра / Мушкетеры (2011), х/ф (США, Германия, Франция, Англия) 6.02

Хуже, наивней и дебильней переделки, чем сотворил Пол Андерсен, никто не сотворил. Действия начинаются задолго до главных событий. Мушкетры, работая в сообществе с Миледи, подругой Атоса, которую режиссер доверил сыграть своей жене Милле Йовович, пробираются в Итальянские подземные хранилища, чтобы украсть чертежи некоего воздушного судна, придуманного самим Да Винчи. В конце первого акта Миледи всех мушкетеров предает, отдав чертежи Бэкингему.

И вот начинается основное повествование. Четверо друзей, собравшихся драться на дуэли в окрестностях какого-то монастыря, оказываются окружены несметными полчищами гвардейцев кардинала. Как они там оказались? С виду их было никак не меньше ста человек. И всех их наши бравые три мушкетера с гасконцем побеждают. Это было до такой степени смешно, несбыточно и наивно, что ваши покорные слуги попросту не смогли досмотреть эту ужасную высосанную из пальца галиматью до конца.

Там, говорят, были и воздушные суда. Что еще более отвратило нас от просмотра этой ахинеи.

Заключение

В фильмах, описывающих ту эпоху, все выглядит красочно, ярко и безукоризненно. И никто не говорит правды о том, что у всех придворных дам прически кишели вшами, а любой завзятый кавалер мог похвастать насекомыми в мошонке. Про венерические заболевания и то, что содержимое ночных горшков выплескивалось прямо на улицу из окошка, и вовсе никто не говорит.Более-менее правдиво то время описано лишь в сериале «Мушкетеры», что в первой части нашего топа занимает 10 место.

Но от этого остальные фильмы про мушкетеров хуже не становятся. Не так ли?