Обсуждая причины того, почему фильм о серийном убийце каскадёре не заслужил должной популярности, стоит вспомнить контекст того, как он снимался. Изначально «Доказательство смерти» – это часть дилогии фильмов «Грайндхаус», которую крутили в кино одновременно, снятая Квентином Тарантино и его другом режиссером Робертом Родригесом, снявшим для нее «Планету террора». Кроме того, в состав «Грайндхауса» входит еще и четыре трейлера к несуществующим фильмам снятые Элаем Ротом, Эдгаром Райтом и Робом Зомби: «Мачэте», «День Благодарения», «Женщины-оборотни СС», «Не делай этого», а специально для канадского издания был выпущен пятый трейлер «Бомж с дробовиком». К слову «Бомж с дробовиком» и «Мачэте» в итоге были экранизированы.

Трейлеры, фильмы и название проекта отсылают нас к грайндхаусам – кинотеатрам периода 70-х годов, где показывали дешёвое эксплуатационное кино категории Б. Как правило, за один билет люди могли посмотреть сразу два фильма. Стилистика картин и трейлеров должна была быть трешевой и отдавала дань уважения режиссеров к феномену грайндхаусов в истории американского кинематографа и их влияния.

Оба фильма ждал кассовый провал, и они наскребли 25 миллионов, несмотря на то, что на их создание ушло 67 миллионов. По этой причине в будущем оба режиссера разделили свои фильмы, и перемонтировали так, что длина каждого составляет 2 часа. Таким образом «Доказательство смерти» существует сразу в двух версиях, и вторая оказалась куда более успешной.

Несмотря на то, что критики были довольны работой Тарантино – это единственный из его фильмов, который потерял деньги в прокате, что сначала может свидетельствовать о том, что его обычным фанатам не хватало того дикого стиля, который они видели в «Убить Билла», снятого режиссером ранее.

Первая реакция была связана с тем, что из двух картин первой показывали «Планету террора» Родригеса. Вероятно, для многих зрителей первый фильм был лишним, и чтобы пойти на просмотр «Грайндхауса» вы должны были быть в равной степени фанатом «Криминального чтива» и «Детей шпионов». Наверно, это одна из основных причин, почему фильм не стал хитом, в отличие от других картин Квентина. Жаль, ведь в какой-то мере сегодня с учетом запросов на сильных женских персонажей «Доказательство смерти» смотрится еще лучше, чем в 2007-ом.

Сюжет фильма состоит из двух зеркальных историй о группе молодых женщин, которые сталкиваются с серийным убийцей каскадёром Майком в исполнении Курта Рассела. Он ездит по всей стране на своей машине со сьемок, специально оборудованной для того, чтобы каскадёр не мог травмироваться при столкновениях, и убивает женщин причудливым способом. А именно врезается в их машины с такой силой, чтобы они умерли, когда сам он выживает. Это именно та самая эстетика грайндхауса, о которой говорится в описании фильма.

Сама структура картины похожа на борьбу между старым кинематографом и новым. Каскадёр Майк является олицетворением старого идеала Голливуда – он красивый и мускулинный, является продуктом ушедшей эпохи кино. Тарантино дает ему сияющий монолог, в котором он вспоминает свои славные дни в качестве каскадёра в 70-х. Когда он пытается использовать свое прошлое в качестве основы для знакомства с героинями, то встречает озадаченные взгляды и скуку.

Что самое интересное, первая половина фильма существует только для деконструкции жанра и его правил во второй половине. Первая группа женщин, встречающаяся с каскадёром, представляет собой типичных девушек из фильмов ужасов, которым суждено погибнуть. Четверка была натянутой, фальшивой и, возможно, слишком экстравагантной. Они не были похожи на настоящих женщин, а были именно героинями фильма. Знаете, как та группа тупых подростков из хорроров, которых будут убивать по очереди. Было трудно сочувствовать их безрассудным действиям, из-за чего они в целом чувствовались менее привлекательными.

Заканчивается первая половина фильма тем, что каскадёр после знакомства с четверкой девушек увозит с собой одну из героинь, и на всей скорости врезается в машину с тремя остальными. Тут нам демонстрируют одну из самых брутальных сцен смерти в фильмах режиссера, где отлетают конечности, а лица стираются об крутящиеся со скоростью в +100км/ч колеса.

После этого начинается вторая часть фильма, где Тарантино вступает во всей красе и показывает нам других девушек, которые уже больше похожи на персонажей его фильмов. Эти женщины были умными, крутыми, забавными и, что самое главное, настоящими. Они разговаривали, действовали и дрались, как настоящие каскадёры. Ведь двое из них по сюжету были каскадёрами в фильмах. Даже больше, Зои Бэлл, которая являлась дублершей Умы Турман на съемках «Убить Билла», играла в фильме саму себя. Ну и не стоит забывать, что Тарантино наделил их своей любимой особенностью – глубокими познаниями в кинематографе и любовью к популярной культуре.

Спустя 14 месяцев после жестокой расправы Майк сталкивается с ними и намеревается провернуть свое убийство. Вот только он не осознает, с кем именно столкнулся, и после провальной попытки убийства Зои, девушки догоняют его, и на наших глазах разворачивается одна из лучших сцен погони в фильмах, кульминацией которой становится избиение до смерти девушками Майкла. Причем это очень доставляет нас как зрителей.

Может быть, именно тот факт, что такой злобный и отвратительный человек, как каскадёр Майк, в конце концов, получает то, что он заслуживает, действительно побудило нас полюбить фильм, но и то, что крутые женщины неосознанно мстят за его предыдущих жертв, сделало картину такой блаженной и приятной для просмотра. Это определенно самый феминистский фильм Тарантино, который появился задолго до того как Голливуд решил наживаться на современной западной повестке.

Кроме того, само это кино в какой-то мере стало переходным между классическими работами Тарантино к новым форматам, когда он стал всемирно известным режиссером. После него появились «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный» и остальные его фильмы, которые просто ощущаются по-другому из-за того, что время начало меняться.

Возможно «Доказательство смерти» не лучший фильм Тарантино, но определенно не самый худший. С учетом того, как сегодня популярны деконструкции и кино про команды сильных женщин – возможно, фильм заслуживает переосмысления.