В этом году студия Hangar 13 неожиданно для многих анонсировала выход обновленной трилогии серии Mafia с жемчужиной в виде сделанного с нуля ремейка самой первой игры. В студии ее даже сравнивают с ремейком Resident Evil 2. Пока что на Mafia: Definitive Edition смотрят косо, так как в ней довольно мало элементов, за которые нам полюбилась самая первая Mafia. А именно упор на реализм и хардкор.

Симулятор преступной жизни

Если спросить у обычного геймера о Mafia, пропустившего ее в свое время, скорее всего, он скажет, что слышал про тот самый реализм, сложные перестрелки, трудное управление и какие-то там гонки. Если вы относитесь к числу таких людей, то спешу сказать, что все известное вам про эту игру правда.

Разработчик «Мафии» чешская студия Illusion Softworks [позже переименованная в 2K Czech], была основана в 1997 году. Особую популярность она приобрела благодаря тактическому шутеру Hidden & Dangerous, в котором использовались элементы дизайна открытого мира, чтобы создать опыт Второй мировой войны с упором на партизанские сражения. Со временем Illusion Softworks расширит эту франшизу с Hidden & Dangerous: Fight For Freedom и Flying Heroes, продолжая разрабатывать что-то гораздо более амбициозное. А именно игру в сеттинге Великой депрессии США, которая посвящена криминальным разборкам организованной преступности в духе фильмов «Крестный отец» и «Славные парни».

Illusion именовали проект кодовым названием Gangsters и изначально планировали сделать упор на вождение автомобиля, пытаясь повторить успех недавно вышедшей в то время Driver. Однако в последующем студия отказалась от движка Hidden & Dangerous в пользу более продвинутого LS3D. Вслед за ним пришло много изменений, в том числе и отказ от упора на вождение [хотя ДНК прошлой изначальной концепции все еще осталось в игре] и проект превратился в Mafia. Самое главное, что решили привнести в ее создание разработчики во главе с геймдизайнером Даниэлем Ваврой – реализм.

В игре ваш герой слабый и неповоротливый, так как по сюжету он обычный таксист, который примкнул к мафиозной семье. Патронов и аптечек мало, вражеские пули убивают практически сразу, а если вы выкинете магазин, в котором еще были патроны – они не вернутся. Кроме этого в игре был реализован большой проработанный город, где полиция готова была накинуться на игрока за любой проступок: превышение скорости, столкновения с машинами, езда на красный свет, оружие в руках – вашего героя могли легко оштрафовать или арестовать.

NPC реагировали на вас, когда вы выезжали на тротуар, мини карта была бесполезна и, да, и при желании вы могли управлять машиной практически полностью: выжимать сцепление, чтобы стартовать и переключать передачи на разных скоростях.

Вдобавок перед каждой миссией вам нужно самому зайти взять оружие и машину, плюс, в отличие от той же GTA, на протяжении всей игры нужно самостоятельно учиться взламывать замки на машинах, если вы хотели их угнать. Тут, с вашего позволения я остановлюсь, так как это только вершина айсберга. В игре повсеместно встречаются миссии и эпизоды, где от вас требуют заниматься рутиной, как свидание с будущей женой главного героя или задание работать грузчиком [передаю свой пламенный привет Shenmue].

Все это стало чем-то новым и для своего времени и странным. Это был своего рода симулятор. Так как тогда рынок видеоигр все еще делили между собой США и Япония, Mafia была еще одной непонятной кривой игрой из восточной Европы, которая только начала делать игры. Но в отличие от своих тех же польских коллег, чьи игры получались кривыми, потому что и были теми самыми кринжовыми играми из восточной Европы, все странные и непривычные элементы в Mafia были сделаны специально. Они придали игре тот самый шарм, который теперь так требуют сохранить в ремейке. А появились они как раз потому, что раньше такого никто никогда не делал.

Не GTA-клон

После дебюта GTA 3 в 2001 году и по сегодня, все игры от третьего лица, действие которых происходит в открытом более или менее реалистичном мире принято называть gta-клонами. Но с оговорками в стиле: gta c упором на боевые искусства[Sleeping Dogs], gta с безумием[Saints Row] или чего уж мелочится, gta про хакеров [вы сами знаете, о чем я].

Mafia: The City of Lost Heaven вышла с опозданием менее чем через год после GTA 3. Игра, само собой, потерялась на фоне ее успеха, но главное, как по мне – она не была GTA-клоном. 

Как говорил Даниэль Вавра в интервью для International Business Time:

«Я знал о GTA, я даже играл в нее до того, как она была выпущена. Но единственное сходство заключается в том, что обе игры про криминал в открытом мире. Все остальное отличается. GTA эволюционировала из отличной и забавной 2D-игры и сохранила эту аркаду. Я же хотел, чтобы наша игра была серьезной и рассказывала историю для взрослых ».

Томми Анджело, наш герой, был таксистом, который однажды помог гангстерам уйти от погони, за что потом чуть не поплатился жизнью, когда преследователи собрались пересчитать ему все кости на следующий день. Он был вынужден попросить помощи у мафиозного главы Дона Сальери [чьих людей он спас] и стал работать на него. После череды событий Томми поднимается по лестнице авторитета, достигает вершины и падает вниз.

В отличие от GTA того времени, Mafia позволяла вам немного отдохнуть с вашим персонажем. Плюс, Вавра хотел создать более насыщенную драму:

«Я действительно горжусь тем, что даю игрокам занятия, которые они обычно не делали в играх. Я горжусь моментами в Mafia без насилия, такими как ваше свидание с Сарой, или когда вы загружаете грузовик коробками, или готовите вещи для ограбления банка. Я пытался смешать экшен, драму и юмор, как в реальной жизни. Это было рискованно; игра сильно отличалась от всего остального, и многие люди беспокоились, сработает ли мой подход».

И у него получилось. Именно вся эта безумная смесь из порой даже излишне реалистичных вещей отличают игру от GTA и придают ей свежесть спустя почти 20 лет после ее выхода. Это медленная, меланхоличная история, где каждое убийство, действие или бездействие имеет большие последствия, и в конце вас не будет ждать хэппи энд.

Благодаря стараниям Вавры, игра не пытается отбелить своего героя и не прощает ему ничего. Отказавшись убивать подругу своей жены, он навлек на себя гнев Дона, за что и поплатился всем, а ту женщину, как и еще пару людей, которых Томми пощадил, жестоко убили. Все потому, что мир игры реалистичный и это подтверждает как сюжет, так и механики. Беря это в учет, все те немного кривые моменты в игре, сделанные специально, приобретают логичное обоснование.

Там, где Клод идет по трупам и в итоге уходит в закат, Томи умирает. Он изо всех сил старался быть хорошим человеком, но демоны прошлого в итоге настигают его. Это то, что многие криминальные игры упускают из виду, что, по словам Вавры, делает их в какой-то мере бездушными:«Разработчики прилагают безумные усилия, создавая детализированные миры, но затем они наполняют их клише, дерьмовыми историями; скучными персонажами-мачо и дешевыми трюками ... мы хотели, чтобы игроки почувствовали жестокость жизни, которую выбрал Томми.

[…]В Мафии много насилия, но мы старались поддерживать уровень как можно меньшего количество убитых. Количество врагов на каждом уровне очень мало по сравнению с другими похожими играми, и цель заключалась в том, чтобы добиться качества, вместо количества».

Поэтому экшен разбавлен, и не такой яркий, как в той же GTA, так как у персонажей всегда должна быть причина убивать.

Бандитский Лост Хэвен

Я проходил Mafia: The City of Lost Heaven всего 4 раза в разные года своей жизни. И каждый раз поражался тому, как сложна игра, но как она меня удивляет. Перепроходя игру специально для этого материала [когда сквозь меня прошли самые последние технологические проекты как, например, RDR2] я понял, что у игры довольно высокий порог вхождения. Так как все те моменты, которые не понравятся современному привыкшему к комфорту геймеру, будут в самом начале игры. И это может отпугнуть. Mafia плавно набирает обороты, знакомит с персонажами и до миссии с отелем даже кажется набором несвязных историй про бандитские разборки или симулятором вождения.

Вторая миссия в игре, после того как Томми на машине спас гангстеров Поли и Сэма, заставляет вас развозить на такси клиентов. Следующая пара миссий также будут на 70% состоять из езды [лишь в четвертой вам впервые дадут немного пострелять]. А уже потом геймера ждет сразу два уровня сплошной езды, причем второй – станет одним из самых худших в вашей геймерской жизни.

Да-да, я говорю про гонки. Сколько бы раз я не проходил эту игру, гонка на спорткарах остается не только худшей ее частью, но и худшим уровнем в принципе. Дело в неимоверной сложности. Вы даже можете найти на ютубе видео, где реального гонщика усадили ее проходить и он подметил, что это и ни симулятор, и ни нормальная гонка.

Но уже после этого, история начнет набирать полноценные обороты и нас ждет ряд трудных, но запоминающихся, как по сюжету, так геймплею миссий: перестрелка за виски, убийство политика на пароходе, атака на бар, взрыв отеля, покушение на Морелло. Поверьте, все эти миссии хоть и могут выглядеть порой нелепо непосредственно в процессе, [например, когда уходишь от погони вверх по склону на скорости 20 километров в час от полиции, которая плетется не быстрее] но в остальном это именно те моменты, ради которых стоит играть.

Я честно пытался проходить игру максимально хардкорно [ну, кроме гонки, конечно]. Управлять машиной вручную, но все же на половине прохождения начал использовать автомат. Но и без этого игра порадует сложными моментами и перестрелками, например, в порту, где нужно кольтом снять снайпера… Да и в целом пальба напоминает те еще танцы с бубном, где сидя с противниками в разных укрытиях, в надежде прикончить их вы стреляете им в высунутый из-за угла локоток или ладошку. Параллельно с этим пытаешься совладать еще и с безумной отдачей оружия.

Из плюсов – по городу приятно ездить и наслаждаться его музыкой, атмосферой и декорациями. Безусловно, эта игра не для всех и как раз для этих «не для всех» Hangar 13 и делают ремейк. Но как я уже говорил, все эта симуляция была тем, чего до «Мафии» в играх не было, как минимум на ПК.

Да, город пустой, но он не задумывался как песочница, он скорее выступает реалистичным фоном. Лост Хевен можно полноценно сравнить с декорациями в театре, которые не имеют другого функционала кроме как быть фоном истории и задавать атмосферу.

Надеюсь, если у вас были вопросы на тему того, почему фанаты так ревностно относятся к ремейку, я на них ответил.

Спустя почти 20 лет Mafia все еще выделяется как особый вид криминального симулятора. Да, она вышла после GTA, которая на десятилетия сформировала образ открытого мира, но Mafia дарит другой опыт, где безумию и глупости отводится место после драмы и прописанной истории. И кто знает, какими бы были игры сейчас, выйди Mafia раньше GTA 3.

Но даже сегодня виден ее след. GTA и RDR [особенно RDR] черпают из нее вдохновение и структуру повествования. И в этом ее заслуга. Игра наказывала за наши действия до Ведьмака, она убивала наших персонажей до Call of Duty, изображала организованную преступность лучше и раньше, чем GTA 4, и готовила нас к миссиям ограблениям задолго до RDR 2.

Вавра признает, что игра не идеальна и полна ошибок:

«Я сделал много ошибок с Mafia. Историю можно было бы лучше структурировать, город мог бы выглядеть немного по-другому, и я определенно хотел бы изменить начало игры — в первых нескольких миссиях слишком много езды. В то время у меня не было опыта, но я хотел создать то, что никто другой не делал. Именно отсутствие чего-либо вроде Mafia действительно мотивировало меня. Я был действительно горд, что закончил игру, и еще больше гордился тем, что финальный продукт был практически идентичен моему оригинальному видению.

Стоит ли играть в Mafia: The City of Lost Heaven сегодня? Смотря, что вы за человек и как относитесь к немного устаревшим продуктам. Если вы хотите увидеть одну из лучших криминальных историй в видеоиграх, но не готовы мириться с хардкорными условиями и порой кривым управлением – тогда ждите ремейк. Если второй пункт не пугает вас, ответ — конечно же да!