«Бен Дровнед» в 2010 году являлась частью расцветающего жанра крипипаст. Это была игра слов, которая походит от термина «копипаста», означающего копирование и вставку текста. Крипипаста — это страшные интернет истории для любителей пощекотать себе нервы на форумах. «Бен Дровнед» восседает на пантеоне этого жанра наряду со Slender Man и Zalgo. История в пяти постах, сопровождающихся видео, которая больше всего известна благодаря безумному изображению Линка и фразе:

«Вас встретились с плачевной судьбой, не так ли?».

Сама история Бена Дровнеда [Ben Drowned можно перевести дословно как Бен Утопленник — Cadelta] была размещена на 4chan/х пользователем под ником Jadusable, совмещением Jadus и Abel[Иуда и Авель].

По легенде, на одной гаражной распродаже он нашел старый картридж для Nintendo 64 с Легендой о Зельде с надписью «Majora», на котором все еще были сохранения его бывшего владельца Бена. Когда он запустил игру, то весь геймплей был странный.

Он оказывается посреди локации Clock Tower, где исчезли все жители. Jadusable не может продвинуться дальше по сюжету и применить Окарину времени, чтобы как-то повлиять на происходящее в этой версии игры. И куда бы он не пошел, по всему городу звучит смех продавца масок. У Jadasable появилась идея утопить Линка в пруду. Когда он это делает, Линк кричит, экран мигает и во время этого на нем появляется продавец масок, улыбающийся и подмигивающий Jadusable.

После этого появилась странная и ужасная статуя Линка с кривой улыбкой, которая постоянно следовала за игроком, куда бы он ни шел. Он пробовал убежать от нее, убить, но ничего не помогло. Неспособность что-то сделать будет классической проблемой в этой истории.

В какой-то момент он начал просто смотреть на статую и через время экран опять начал мигать, появился продавец масок, а Линк и статуя развернулись к игроку, перестали двигаться или реагировать на команды. Все они трое начали смотреть сквозь экран на геймера.

Когда сотрудник Котаку говорил с Холлом по телефону, тот рассказал, что решил написать Бена Дровнеда в формате creepypasta, потому что это давало новые возможности.

«Что касается видеоигр, у разработчиков есть только ограниченное количество возможностей, которые они намеревались создать и испытать в игре», — говорит Холл. «Когда в игре что-то выходит из-под контроля и с этим ничего нельзя сделать, вы чувствуете себя уязвимым, ведь правила игры теряют смысл. А все попытки наладить код выглядят как какой-то сюрреализм».

По мере того, как этот пост распространялся по сети, рассказ становился все более страшным. Он практически стал новой историей, в которую были добавлены другие детали. Призрак Бена, заключенный в картридже, вел Jadusable все глубже и глубже.

В конце концов, он начинает вступать в контакт с Jadusable, влиять на его жизнь, например, менять обои на рабочем столе или обращаться к нему через чат AI Cleverbot.

Jadusable начинает видеть галлюцинации о том, как его держит продавец масок, а он сам похож на чучело, которое преследовало его персонажа. Вот пример одного из разговоров через тот самый чат, где пользователь спросил Бена, в чем смыcл всего, что происходит:

  • Cleverbot: Интересно, как бы вы отреагировали?
  • Пользователь: На что?
  • Cleverbot: Если бы я не проявил себя, скрывался дальше, делая только мелочи, чтобы поиграть с тобой. Закрыл окна, выключил компьютер, двигал сам мышью. Маленькие шалости. Заставляя тебя задуматься, есть ли я там, но ты никогда не узнал, а получал бы только подсказки. Я хотел сделать с тобой кое-что другое...

Идея о призраке в вашем устройстве была нова для этого жанра. Когда классические истории концентрировались на материальных ужасах, крипипаста делал шаг в сторону страхов цифрового века. Вы когда-нибудь видели, как ваша мышь движется сама? Это может быть случайность и шутка вашего воображения, а может и нет. Компьютер — устройство для работы, но крипипаста превращает её в нечто другое.

Крипипаста — всего лишь новая вариация истории у костра. Как рассказывал Холл: «В детстве я часто был в лагере со всеми моими друзьями из школы, мы сидели у костра и пытались напугать друг друга жуткими историями. Я чувствую, что это было следующим логическим прогрессом с приходом эпохи интернета. Вы можете связаться с тысячами, если не миллионами людей по всему миру и рассказать им что-то».

Холл говорит о том, что его вдохновила на работу история Killswitch [мы детально рассказывали о ней отдельно, рекомендуем ознакомиться — Cadelta] о рабочих из чешской шахты. Якобы у игры был ограниченный тираж, и она удаляла саму себя после того, как её проходили. Там мы выбирались из шахты, играя за девушку Порто. История кончается тем, что один парень покупает за 700 тысяч долларов последнюю копию игры и обещает пройти её за второго персонажа Гаста. В итоге на ютубе остается видео, где он сидит и плачет перед экраном выбора персонажа. Некоторые идеи из этой истории нашли отражение в Бене Дровнеде.

Алекс использовал смесь текста и видео в своей истории, а также добавил скрытые тревожные механики, делающие мир бессмысленным. Так аватар Jadusable утонул, хотя носил маску Zora, которая предотвращала подобное. Он опубликовал видео, где Линк идет со сломанной спиной, а на экране появляется бессмысленный текст.

Majora’s Mask идеально подходила для истории, придуманной Холлом, так как в отличии от других игр про Линка — эта часть рассказывала о скорби и смерти. Статуя Элегии стала олицетворением Бена, который преследовал игрока. Мертвая улыбка и каменный взгляд всегда следила за вами, и Холлу пришлось не так много подправить, для своей работы.

«Вы знали, что конец света наступит через три дня. Был проведен большой анализ символики и метафор игры. Мне нравится эта жуткая атмосфера, и я подумал, что она идеально подойдет для моей истории » — рассказывает автор.

Для сверхъестественных событий в своих видео Холл использовал эмулятор Project 64 и ROM игры. Разглядывая бэкэнд-форумы для моддеров Zelda , он нашел триггеры для каждой анимации и изображения в игре. Он научился приводить сцены в движение с помощью простых нажатий кнопок, поджигая Линка, убивая его или топя.

В это время вырисовывалась мысль, что Jadusable не является достоверным источником информации. В один момент блог, по легенде, начал вести его сосед по квартире, который говорит, что Jadusable исчез. Заключительная часть этой истории заканчивается таким себе манифестом TheTruth.rtf. Откровением, в котором утверждается, что Бен менял записи в тексте и видео, и даже сам играл в игру. Jadusable и по совместительству Холл, делал на это намеки в прошлых записях, например, употребляя слово «believe», как beLive или BelievE, или всегда помещая в свой инвентарь такие предметы как Линза Истины. Холл хотел, чтобы игроки ставили под сомнения слова Jadusable, создать чувство страха и непонимания, чему им верить.

«Вы задаетесь вопросом, сколько в этом на самом деле правды? Есть несоответствия, которые становятся все больше и больше, а история продолжается. А потом вы, наконец, читаете текстовый документ под названием TheTruth.rtf. Моя цель состояла в том, чтобы у вас было такое огромное, ошеломляющее чувство, вызывающие фразу: «Боже, ничего из это не соответствует тому, что было написано раньше».

На форуме Холл был Jadusable — еще одним пользователем из многих, поэтому многие другие люди давали ему советы. На / x / board и других форумах читатели рекомендовали Jadusable исследовать определенные области, общаться с определенными персонажами или исследовать различные элементы игры. Таким образом, игроки предлагали ему разные способы продвижения по сюжету. Но если бы они этого не делали, Холл бы попытался сам направить сюжет своей истории по этому пути. Но так все выходило более естественно.

И вот Jadusable попал на уровень с деревом. По сути это конец игры, на Экране появляется текстовое окно с надписью «Бену становится скучно». Локация отличалась тем, что была более пустынной. Игрок исследовал дерево, как вдруг сзади появилась статуя Эллегии Пустоты. Jadusable поворачивается к ней, и она резко начинает двигаться. Пауза. Затем опять движение. На экране появляется продавец масок. Он улыбается, а после этого лицо становится темным. Появляется текст:

  • «Вам будет дан последний шанс…»
  • «Вернуться туда, где все началось…»
  • «Поиграйте с нами…»

По мере того как история развивалась, её популярность росла. В 2010 году про неё писали многие популярные издания, в том числе и Kotaku. В течение первых нескольких дней история разлетелась по интернету. А на момент написания этого материала на YouTube видео BEN.wmv насчитывает 3.7 миллионов просмотров [на момент перевода этого материала насчитывается 4.1 миллионов просмотров — Cadelta]. Сам же Алекс Холл стал одержим этой идеей, продумывая новые сюжетные ходы.

TheTruth.rtf закончил историю Бена Дровнеда, оставив неизвестным местонахождение Jadusable после того, как он убежал, чтобы навсегда избавиться от игры. Вскоре Холл разработал новую историю в той же вселенной под названием «Лунные дети». Она рассказывала о фейковом сайте одного культа и была скорее ARG, чем крипипастой. Но Бен считается одной из лучших историй, рассказанных в этом жанре.

Но история не закончилась тем, что автор поставил в ней точку.

В декабре 2016 года Холл лежал в постели со своей девушкой. Она читала по телефону о 12-летней девочке по имени Кейтлин Дэвис. Она транслировала свое самоубийство на Live.me, и видео распространялось, как лесной пожар, в социальных сетях.

Холл вспоминает, что не углубился в это тогда. Он подумал, что это ужасно, и отложил телефон, ложась спать.

Несколько дней спустя Холл снова увидел Кейтлин в новостной ленте. У Дэвис была тяжелая семейная жизнь. Согласно ее блогу, она обвиняла семью в жестоком обращении, нападении и попытке изнасилования. Также она была поклонницей Бена Дровнеда. Как оказалось, Дэвис была влюблена в кого-то, утверждающего, что он настоящий Бен. В том посте, в сопровождении фан-арта, Дэвис писала:

«Мне нужна его любовь. Мне нужно его тепло. Прошло несколько месяцев с тех пор, как я последний раз разговаривал с ним. И в один из тех месяцев я даже пыталась покончить с собой при помощи передозировки таблетками, ведь больше не могла переносить боль. Мне просто нужна была любовь».

История Холла, по его мнению, была просто байкой о призраке в картридже для Nintendo 64 для тех, кто любит пощекотать себе нервы на форумах ночью, а не чем-то, что могло влиять на реальный мир. Он даже пытался избежать упоминания в ней насилия, ограничиваясь только игрой призрака с персонажем истории.

Однако Алекс Холл сказал, что не чувствует ответственности за произошедшее, ведь если бы не было его истории, причиной самоубийства послужило бы что-то другое.

Это был не первый раз, когда крипипаста стала причиной национальной дискуссии. Так в 2014 году две девушки зарезали друг друга, вдохновившись историей о Слендермене. Вплоть до самоубийства Дэвис, Алекс Холл в основном слышал лишь положительные отзывы от поклонников: многие говорили ему, что его работа воодушевляет их создавать, писать и творить. Холл рассказывает журналисту Котаку о том, как художники и писатели создавали с его персонажами новые арты или писали фанфики. Некоторые делали Бена героем, который никогда не хотел себе такой судьбы. Хотя он понимал, что фэндом, имеющий более темную сторону не мог долго молчать.

«Думаю, что это грустная правда. В какой-то момент, когда вы разместите что-то свое для достаточно широкой аудитории в интернете, в конечном итоге с вашим творением возникнут некоторые негативные ситуации. Люди, рассказывали мне насколько «Бен» изменил их жизнь, или вдохновлял их писать. Естественно, я полагаю, это неизбежно, когда достигнув достаточно большой фан-базы, рано или поздно возникает проблема...Думаю, это неизбежность. Это просто своего рода закон природы», — рассказывает Холл.

Сегодня будущее Бена Дровнеда в руках фанатов. Говоря о финансовой стороне вопроса, Холл говорит, что не раз задумывался о монетизации своей истории, но всегда приходил к выводу, что не следует это делать. Он общался с киностудиями об адаптациях, но с точки зрения оригинальной истории считает, что это не более чем собственность одного человека, ничем не лучше, чем любая другая история о привидениях у костра.

Сейчас Холл работает над несколькими новыми проектами, в том числе и над независимым фильмом в команде из нескольких человек. Это не хоррор, а история о взрослении и преодолении трудностей. Он рассказывает, что работать в команде это нечто новое для него, ведь когда он создавал свою крипипасту, то работал совершенно один.

Несмотря на то, что Холл занят другими проектами, его история живет своей жизнью: переходит из одного форума в другой и вызывает мурашки по спине нового читателя. Крипипасты — это призрачные истории цифрового века, которые меняются с каждым пересказом и переосмысливаются их фэндомом. Хотя Бен Дровнед обязан своим наследием Холлу, его будущее находится в руках любого, кто может взять клавиатуру, чтобы добавить новую страницу или главу.