Первую часть подборки культовых игр девяностых вы можете прочитать здесь.

Planescape: Torment (1999)

За созданием революционных игр нередко стоит не просто коллектив талантливых людей, а настоящих бунтарей, нонконформистов, решившихся бросить вызов не столько своим силам, сколько устоявшимся нормам в индустрии. Именно так можно описать разработчиков из студии Black Isle Studios, создававших легендарную ролевую игру Planescape: Torment как пример полного ухода от устоявшихся стереотипов жанра.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Planescape: Torment

Вместо еще одной версии толкиновского Средиземья – сложный сеттинг настольной игры Planescape, представляющий собой концепцию связанных между собой миров, где возможны любые, даже иррациональные явления. Вместо эпоса о спасении мира – история о поисках собственной смерти. Выделился и геймплей, где разработчики делают ставку на литературной составляющей, предлагая игроку продираться сквозь тысячи искусно написанных строк текста, а также участвовать в множестве нестандартных ситуаций, где возможность копаться в собственных внутренностях – мелкая шалость на фоне происходящих в игре безумств.

Silent Hill (1999)

Поклонники фильмов в жанре хоррор, думаю, вполне могут согласиться, что если кто-то и достиг подлинного мастерства в умении пугать и держать в напряжении, так это японские режиссеры. То же самое касается и игровой индустрии, где до Silent Hill на прилавки магазинов в 1999 году царили в основном достаточно тривиальные хорроры, а попытки напугать редко уходили от клишированных скримеров.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Silent Hill

Такой подход явно не устраивал японских разработчиков из Team Silent, которые сфокусировались на драматической истории и чуть более тонком подходе к попыткам напугать. Обилие символизма в монстрах, поступках героях, поворотах сюжета и странные, порой даже сюрреалистические сцены – основа концепции хоррора Silent Hill, ставшего визитной карточкой серии и новым словом в жанре. Конечно, находясь в тени более успешного сиквела оригинальная игра уже не кажется чем-то впечатляющим, но ценителям хорроров она по-прежнему способна подарить сильные эмоции и несколько седых волос.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time (1998)

Каждый новый выпуск в The Legend of Zelda – необычайно громкое событие в игровой индустрии, которое сопровождается новостями о новых рекордах продаж как самой игры, так и приставок Nintendo, а также голосящими критиками, спешащими поставить новой Зельде высочайшие оценки. Именно такой судьбы удостоилась The Legend of Zelda: Ocarina of Time, которая до сих пор удерживает звание самой высокооцененной игры на Metacritic со средней оценкой в 99 баллов из 100.

 20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. The Legend of Zelda: Ocarina of Time

Столь радушный прием игре обеспечила модернизация классической геймплейной формулы серии, представляющей собой приключенческую игру с элементами RPG и обилием головоломок. Главное новшество – полноценное 3D и вид от третьего лица, который обогатил серию и сам жанр в целом новыми возможностями, ровно как и вышедший двумя годами ранее Super Mario 64. Но что еще важнее, так это на примере Ocarina of Time очередное доказательство извечной истины, что именно увлекательный геймплей не позволяет игре состариться даже несмотря на несуразную графику. Заслуженное попадание во всевозможные топы лучших игр девяностых.

Thief: The Dark Project (1998)

Thief: The Dark Project – дерзкий ответ всей игровой индустрии 90-х на засилье спиномозговых шутеров и повсеместной жестокости, ставшей практически нормой после колоссального успеха DOOM в начале десятилетия. Разработчиков из Looking Glass Studios явно не были рады такому повороту событий, из-за чего они отреклись от мейнстримных тенденций, создав игру, где во главе угла стояла знакомая всем с детства поговорка: «Тише едешь – дальше будешь». Другими словами Thief: The Dark Project – это пусть и не первая, но самая важная в истории индустрии игра в жанре Stealth-Action.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Thief: The Dark Project

Главный герой игры Гарретт несмотря на наличие клинка не был убийцей, скорее профессиональным вором из-за чего большая часть его снаряжения приспособлено для нелетального устранения врагов и преодоления препятствий. Чего стоит только набор из 7 видов стрел, открывающих впечатляющий простор для экспериментов с геймплеем, в духе жанра immersive sim. Для индустрии важность Thief: The Dark Project и вовсе впечатляющая, ведь находки разработчиков в виде ввода системы с уровнем освещенности и акцента на многоканальный звук оказали прямое влияние на практически все вышедшие за последние десятилетия игры с элементами стелса.

Unreal Tournament (1999)

Шутер Unreal, вышедший в 1998 году, несмотря на распространенное мнение, был намного больше, чем просто еще одним бенчмарком. У Epic Games вышел первоклассный боевик с открытыми уровнями и чрезвычайно умными противниками – достаточно для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов и обрести впоследствии культовый статус. Тем не менее, намного большего внимания заслуживает мультиплеерная версия игры, вышедшая под названием Unreal Tournament.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Unreal Tournament

Как и 20 лет тому, шутер от Epic Games – чуть ли не лучшее, что можно получить от классических соревновательных FPS, не замутненных прокачкой, классами или лутбоксами. Unreal Tournament – это концентрат, полученный из смеси безукоризненно отточенного, адреналинового геймплея, фантастически красивых пейзажей (с поправкой на 1999 год) и сбалансированного дизайна карт. Настоящий эталон, на который равнялись как будущие части серии, так и конкурентные мультиплеерные шутеры.

Ultima Online (1997)

Как бы нам не нравились одиночные игры, сложно устоять от соблазна встретиться со своими друзьями и еще тысячами таких же искателей приключений на виртуальных полях гигантского мира. Мира, где главное не столько конфронтация, сколько сотрудничество между геймерами. Концепт MMO-игр даже сейчас выглядит как нечто исполинское, а что уж говорить про первопроходцев в жанре, самым главным из которых остается MMORPG под названием Ultima Online.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2

Масштабные инстансы на десятки игроков, система крафта, возможность создать и вступать в гильдии, массовый PvP и другие привычные атрибуты онлайновых ролевых игр были успешно реализованы в Ultima Online. Справедливости ради стоит отметить, что сегодня “Ультима» выглядит бедно по возможностям, если сравнивать ее с современными аналогами, она скорее послужила стартовым полигоном для популяризации и отработки концепции MMORPG, за это и заслуженно попадает в подборку 10 культовых игр 90-х. Впрочем, учитывая до сих пор живые серверы Ultima Online, ограниченность механик и возможностей не мешает игре уже третье десятилетие находить новых поклонников.

Gran Turismo (1997)

Персональные компьютеры всегда были главным пристанищем всевозможных игровых симуляторов и если до консолей и доходили подобные проекты, то часто либо упрощенные, либо вовсе в неиграбельном виде. Из этого правила разительно выбивается выпуск первой части Gran Turismo эксклюзивно на Playstation в 1997 году, которая позиционировалась как самый реалистичный гоночный симулятор на рынке. Кроме того, это был еще и дорогостоящий долгострой, разрабатываемый командой Казунори Ямаучи в течение 5 лет, поэтому ставки были особенно высоки.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Gran Turismo

К счастью для разработчиков из Polys Entertainment игра не только оправдала ожидания, но и многократно превзошла их, оккупировав первые строчки чартов продаж, одновременно купаясь в восторженных отзывах критиков и игроков. Главный секрет успеха – да, перед нами был лучший гоночный симулятор в индустрии, но кроме того еще и чертовски красивый, обладающий детализированным звуком, автопарком из 140 уникальных машин и упрощенным аркадным режимом. Революционная игра? Вряд ли, но в качестве новой вехи в жанре Gran Turismo успела внести свое имя в историю.

Simcity 2000 (1993)

Затронув тему симуляторов предлагаем подробнее остановиться на культовой игре Simcity 2000, ставшей настоящей отдушиной для всех, кто неровно дышит к строительству и не прочь взять на себя ответственность за развитие мегаполиса. Одновременно опьяняя властью Simcity 2000 предлагала вариативный и в некоторой степени медитативный игровой процесс, где город – живой организм, способный существовать и без непосредственного участия игрока. Никто не мешает взять на себя роль зрителя, но развитие мегаполиса и довольство жителей зависело только от волевых решений  градостроителя, то есть нас с вами – игроков.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Simcity 2000

Разумеется, Simcity 2000 не была первой игрой в жанре, но именно она помогла сформировать основы градостроительных симуляторов и заодно популяризовала его на массовом рынке. Как и всегда у Maxis получилась революционная песочница, вполне оправданно попадающая в топ лучших игр девяностых.

Resident Evil (1996)

Сегодня серия Resident Evil – важнейший франчайз Capcom с общим тиражом более 100 миллионов проданных копий и готовящейся к выходу 8 номерной частью. На удивление успешная серия, которая уже как четверть века, начиная с выхода оригинального Resident Evil, старается придерживаться канонов и дарит игрокам леденящий душу хоррор с щепоткой отборного японского безумия. Без экшен-ответвлений серия тоже не обошлась, но в целом геймплейная формула осталась верна традициям первой игры.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Resident Evil

Небольшой инвентарь с необходимостью то и дело заниматься менеджментов ресурсов, возможность комбинировать предметы, лечебные спреи, медлительные зомби, порожденные T-вирусом мутанты, будто бы нарочно медлительный герой и клишированные, но действенные способы напугать – Resident Evil во всем ее ужасающем величии была сформирована уже в 1996 году. Более того – рабочая геймплейная формула отлично подходила не только для последующих частей серии, но и для всего жанра Survival Horror в целом.

Super Mario World (1990)

Закончим рассказывать про лучшие игры девяностых на Super Mario World, который вошел в историю игровой индустрии как минимум по двум причинам: популяризовал консоль SNES и выполняет роль живой классики, доказывающий безмерный талант Nintendo в создании увлекательного геймплея.  Легендарный гемдизайнер Сигэру Миямото не изменил своим принципам и создал игру, которая подходит для всех возрастов и всецело фокусируется на игровом процессе.

20 культовых игр 90-х, которые изменили игровую индустрию. Часть 2. Super Mario World

По сравнению с предыдущими выпусками Mario можно отметить пару глобальных новшеств. Во-первых, добавление динозаврика Йоши, взаимодействие с которым открывало новые и подчас неожиданные способы прохождения уровней. Во-вторых, наличие системы сохранений, что позволило несколько усмирить для многих геймеров неприступную сложность платформера от Nintendo. Теперь были все шансы пройти игру и даже не разбить в гневе геймпад, что очевидно поспособствовало не только увеличению популярности жанра, но и сохранению психической стабильности у многочисленных геймеров 90-х годов.

 Читайте также про 10 культовых игр, которые нуждаются в ремейке.

Популярные публикации

Самые популярные публикации по теме
за сто дней