Японский геймдев - настоящий кладезь талантливых людей и нам немного обидно, что отечественному геймеру знакомо в основном только имя Хидэо Кодзимы. Именно поэтому хотелось бы немного восстановить справедливость и рассказать как про Кодзиму, так и еще о 7 легендарных японских геймдизайнерах.

Хидэо Кодзима

Хидэо Кодзима

Хидэо Кодзима исключительная личность как для японского, так и мирового геймдева в целом. Он первый человек в индустрии, который смог из своего имени сделать бренд и в числе его почитателей числятся популярные режиссеры и музыканты, а геймерскую любовь можно измерить хотя бы по аккаунту в Инстаграм, который насчитает около миллиона подписчиков. Обратная сторона такой популярности – огромное число недоброжелателей, попросту говоря хейтеров, но нельзя не отметить значимость творений Кодзимы для игровой индустрии.

Во-первых, он человек, который в числе первых создал жанр Stealth с релизом Metal Gear на MSX 2 в далеком 1986 году. Во-вторых, Кодзима не боится смелых жанровых экспериментов, что хорошо видно даже по неоднозначной, но вместе с тем уникальной Death Stranding. И в-вторых, Кодзима с релизом Metal Gear Solid на PS1 в 1998 году смог вплотную приблизить игры к кино, выведя на новую ступень постановку в видеоиграх.

Metal Gear Solid 4

Про кинематограф в жизни Кодзимы хотелось бы поговорить отдельно, ведь не даром он утверждает, что 70% его тела состоит из кино. Любовь геймдизайнеру к фильмам привили родители, не позволяя 4-летнему Хидео уснуть до тех пор, пока не закончится просмотр кино. В дальнейшем Кодзима разрывался между выбором профессии писателя, иллюстратора и режиссера, и как итог – пошел в игровую индустрию, где смог в полной мере проявить все свои таланты и стремления.

Сигэру Миямото

Сигэру Миямото

Сигэру Миямото для обывателя менее известен, чем Кодзима, но в тоже время он, пожалуй, самая значимая личность в истории игровой индустрии. Придя в Nintendo в 1977 году именно Миямото поспособствовал тому, чтобы японская кампания стала одним из главных гигантов в игровой индустрии. Начиная в качестве художника, он впоследствии создаст такие культовые серии, как Donkey Kong, Pikmin, The Legend of Zelda, Star Fox и Mario. Важность последней серии, а именно игры Super Mario Bros. 1985 года сложно недооценивать, ведь она вдохновила на работу в игровой индустрии уйму талантливых личностей, например Гэйба Ньювелла и Хидео Кодзиму.

В основе философии Сигэру Миямото лежат два главных правила: игры должны быть рассчитаны на как можно большую аудиторию (включая даже тех, кто не знаком с игровой индустрией) и представлять собой интерактивное развлечение, где во главе стоит не графика или постановка, а интересный и инновационный геймплей. В отличие от того же Кодзимы Сигэру Миямото в 1999 году заявил, что никогда не станет делать игры, похожие на кинофильмы.

Mario

Кроме того, Сигэру Миямото отличился как руководитель разработки инновационных консолей Nintendo, самой известно из которых стала выпущенная в 2006 году Wii. Впоследствии, Wii заняла второе (после Playstation 2) место среди самых продаваемых консолей в истории.

Фумито Уэда

Фумито Уэда

У хорошего геймдизайнера, как и у режиссера фильмов, имеется свой особенный и узнаваемый стиль. Индивидуальный почерк, который позволяет определить игру даже без знания студии, отвечавшей за разработку проекта. Лучшие пример – игры Фумито Уэды: ICO, Shadow of the Colossus и The Last Guardian. Каждая из игр отличается минималистским повествованием, безымянным и словно вымершим миром и персонажами, которые обязательно вызовут отклик в сердцах даже самых черствых геймеров.

The Last Guardian

Сам Уэда назвал свой уникальный стиль «дизайном с вычитанием» (design by subtraction) и признавался, что перед началом работы в игровой индустрии черпал вдохновение из игр (Prince of Rersia, Virtua Fighter) и манги (Galaxy Express 999). Также для всех игроков, которые знакомы с работами Фумидо Уэды, думаем, не будет откровением узнать, что в детстве маэстро обожал ловить небольших животных, следить за их движением и затем воспроизводить анимацию живых существ с помощью мультипликации. Финальный итог детских увлечений Уэды – The Last Guardian, который демонстрирует лучшую в истории игровой индустрии анимацию четырехлапого зверя.

Ю судзуки

Ю Судзуки

В юности Ю Судзуки был человеком редких творческих талантов: иллюстратор, музыкант, архитектор и при этом он все же решил пойти в медицинский ВУЗ, подав документы на стоматологический факультет. Возможно, оно и к лучшему, что молодой японец по итогам экзаменов не попал в медицинскую отрасль и перепрофилировался в программиста, а затем уже в культового геймдизайнера. Первой же игрой Судзуки стала гонка Hang-On для игровых автоматов, ставшая техническим прорывом для игровой индустрии.

В течение последующих тридцати лет Ю Судзуки отметился в создании еще нескольких десятков значимых игр, за что стал одним из первых людей, которые в 2003 году вошли в Зал славы академии наук и искусств. Самые значимые работы Ю Судзуки - серия Virtua Fighter и Shenmue. Дилогия Shenmue стала плодом технического мастерства Судзуки и его любви к японской культуре, что породило в сумме одновременно одну из самых дорогих, революционных и провальных в финансовом плане игр в истории индустрии.

Shenmue 3

Признаем, вышедшая недавно Shenmue III оказалось игрой во многом устаревшей. И в тоже время наглядно доказывающей, что Судзуки, несмотря на пенсионный возраст все еще полон энтузиазма и не горит покидать любимую индустрию.

Гоичи Суда

Гоичи Суда

Гоичи Суда, пожалуй, один из самых неординарных японских геймдизайнеров. Начиная от работы в юности гробовщиком и заканчивая собственным геймдизайнерским почерком, который он назвал «панком» - Суда всегда был нонконформистом и во многом отличался от среднестатистического японца. Лучше всего о необычном почерке Гоичи Суды говорит одна из первых его игр Super Fire Pro Wrestling Special, которая начинаясь как типичная спортивная игра, затем оборачивается в ужасающую трагедию, где в финале главный герой, получив чемпионский пояс, заканчивает жизнь суицидом в собственном особняке.

No Mere Heroes

Суда неоднократно повторял, что как творцу ему интересно создать смелые и необычные игровые концепты, стать новатором в индустрии полной подражателей. В итоге Гоичи Суда с релизом таких игр, как No More Heroes, The Silver Case, Killer 7 и Killer is Dead сполна подтвердил свои слова, но в силу необычности собственных сценарий и концептов не получил успеха у массового игрока. Но если вы хотите в полной мере прочувствовать безумие японского игропрома и устали от однообразия среди современных западных игр, проекты Гоичи Суды вам придутся по душе. Но это не точно.

Синдзи Миками

Синдзи Миками

Синдзи Миками известен в первую очередь за свою любовь к жанру хоррор и создание серии Resident Evil. Но, как ни странно, начинал свой путь в индустрии геймдизайнер с разработки игр для детей. Устроившись в Capcom в 1990 году он в течение трех лет поучаствовал в создании сразу трех игр по мотивам диснеевских мультфильмов: Who Framed Roger Rabbit, Goof Troop и Disney's Aladdin. Доказав Capcom свою профпригодность он наконец получил добро на реализацию собственного концепта – камерного хоррора Resident Evil, который был его ответом на фильм «Зомби» 1979 года.

Dino Crisis

Итог вы и сами знаете – игра обозначила переходный этап для Capcom, стала основателем жанра Survival-horror и превратилась в крупную медиа-франшизу, с более чем десятком игр и отдельной серией кинофильмов Пола Андерсона. Концепт хоррора Миками продолжил в 1999 году, выпустив вдохновленную «Парком Юрского периода» игру Dino Crisis. Затем, после многочисленных продюсерских работ, он с триумфом вернулся в индустрию с Resident Evil 4 в 2005 году, навечно вписав свое имя в список легендарных геймдизайнеров. Среди других проектов Синдзи Миками можно отметить новаторский файтинг God Hand, адреналиновый боевик Vanquish и психоделический хоррор The Evil Within.

Кадзунори Ямаути

Кадзунори Ямаути

Жизнь Кадзунори Ямаути  - пример одной из тех мотивирующих историй, которые так любят рассказывать на TED под рукоплескания восторженной аудитории. Начиная с малых лет Ямаути был настоящим фанатом автомобилей и уже в университете составлял презентации для различных автомобильных компаний. Чуть позже он устроился в Sony Music Entertainment,  участвовал в разработке Playstation и в 1994 году выпустил свой первый гоночный проект Motor Toon Grand Prix, вдохновленный Mario Kart. Несмотря на хороший прием игры в прессе аркадные гонки – не то, чем хотел заниматься Кадзунори, поэтому в 1997 году он выпустил игру своей мечты - гонку Gran Turismo.

Gran Turismo Sport

Gran Turismo ждал оглушительный успех, ведь вместе с красочной графикой команда Ямаути смогла подарить миру первый полноценный автомобильный симулятор на консолях, который сопровождался увесистым двухтомным руководством. В дальнейшем слава Gran Turismo только росла, все больше привлекая внимания передовых автомобильных концернов к личности Кадзунори Ямаути. Впоследствии ему выпала честь разрабатывать дизайн и многофункциональный дисплей для машин марки Nissan, а Porshe, Ford, Mercedes-Benz за активное продвижение их брендов в играх подарили Ямаути собственные автомобили.

Хидэки Камия

Хидэки камия

Обладатель нескольких рекордов Гинесса, гениальный японский геймдизайнер и рекордсмен по количеству забаненных поклонников в собственном твиттере – вот только несколько из главных достижений Хидэки Камии. Прославленный японец начал свой путь в Capcom в 1994 году и после ряда проектов получил должность главы разработки Resident Evil 2, которая по желанию Capcom создать массовый продукт во многом отличалась от первой части. Но, тем не менее, Камии удалось разработать по-настоящему пугающий и вместе с тем адреналиновый проект.

Следующее произведение Хидэки – Devil May Cry – полностью следовало его стремлению создавать «крутые и стильные игры». Но это было только начала карьеры Хидеки Камии, который затем выстрелил релизом культовых Okami, Bayonetta и Wonderful 101. Кроме разработки игр Хидэки не забывает и играть в них, недавно отметившись мировым рекордом по количеству набранных очков в Arcade Archives Ninja-Kid.

Okami

Но самая, наверное, забавная черта Хидэки Камии – его вспыльчивый характер и войны, которые он периодически устраивает в Twitter с собственными фанатами. Даже не вздумайте написать Камии в твиттере что-либо на отличном от японского языке или что еще хуже, осмелиться назвать его игры искусством – сразу отправитесь в черный список.

Смотрите также лучшие игры всех времен (80-71), где нашлось место для одной из игр Хидэки Камии.