Для начала стоит обозначить к каким именно студиям и брендам получили доступ Microsoft после приобретения ZeniMax Media. Не считая издательства Bethesda Softworks, всего 8 студий:

  • Bethesda Game Studios – The Elder Scrolls, Fallout, Starfield;
  • Arkane – Dishonored, Prey, Deathloop;
  • id Software – DOOM, Quake, RAGE;
  • ZeniMax Online Studios – The Elder Scrolls Online;
  • MachineGames – Wolfenstein;
  • Tango Gameworks - Ghostwire Tokyo, The Evil Within;
  • Alpha Dog Games – WRAITHBORNE, MONSTROCITY: RAMPAGE;
  • Roundhouse Studios – студия, основанная в 2019 году бывшими сотрудниками компании Human Head, создавшей Prey 2006 года.

Завладев таким активом Microsoft имеет все шансы изменить расклад сил в игровой индустрии, что может привести к некоторым весьма занятным последствиям.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

1. Xbox Game Pass становится ультимативным предложением

В борьбе за кошелек покупателя все средства хороши, включая также и те, которые рассчитаны на получение прибыли в долгосрочной перспективы. Xbox Game Pass, представляющий собой игровой аналог Netflix за $10, относится как раз к таким средствам, предлагая геймерам доступ к десяткам игр по подписке. Если изначально затея с XGP выглядела сомнительно, то спустя 3 года сервис от Microsoft начинает походить на одну из сильнейших особенностей платформы.

Стоит начать хотя бы с того, что до приобретения ZeniMax Media Майкрософт принадлежало 16 студий разработчиков, игры которых появляются в Xbox Game Pass в один день вместе с официальным релизом. Таким образом, например, в прошлом году владельцы подписки могли в The Outer Worlds играть по подписке за $10, когда владельцам PS4 приходилось покупать игру за $50. Преимущества очевидны. Также не стоит забывать, что в XGP в день релиза появляются игры от партнеров Microsoft, которые де-факто не принадлежат к пулу студий компании. Из списка подтвержденных в Xbox Game Pass игр от сторонних разработчиков можно отметить выходящий этой осенью хоррор The Medium и маячащий на горизонте S.T.A.L.K.E.R. 2.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

Теперь же, после приобретения новых разработчиков, в Xbox Game Studios входят 23 студии, каждая из которых выпускает свои игры в XGP одновременно с мировым релизом. Да, это касается даже будущих масштабных хитов, вроде Starfield и The Elder Scrolls VI, о чем официально сообщил Фил Спенсер в интервью изданию Bloomberg. Более чем щедрое предложение, учитывая что ряд издателей, таких как Take-Two, Activision и Sony уже подняли стоимость собственных игр.

 Xbox Game Pass становится ультимативным предложением, что может оказать прямое влияние на Sony. Даже более – уже оказало, что стало заметно после анонса PS Plus Collection, который работает практически идентично XGP – открывает доступ к играм после подписки на сервис. Конечно, есть нюансы. Например, в отличие от сервиса Microsoft, PS Plus Collection позволяет установить игры из подборки и играть в них даже после окончания подписки, но суть одна: платишь за PS Plus – получаешь почти два десятка игр.

Подобное предложение в новинку для Sony и она, очевидно, начнет его развивать для конкуренции с набирающим обороты Xbox Game Pass. Вероятно, что в дальнейшем Sony даже начнет добавлять в PS Plus Collection некоторые свои игры в день релиза. Разумеется, речь не об играх уровня The Last of Us Part II, а скорее об проектах среднего эшелона, вроде Dreams или Concrete Genie.

2. Больше разнообразных игр

 В чем точно сложно упрекнуть политику игрового отделения Microsoft, так это в желании охватить как можно большее количество жанров и, следовательно, наибольшую аудиторию. Только в течение этого года эксклюзивно для платформ Майкрософт выйдут (большинство уже вышло) следующие игры: авиасимулятор Microsoft Flight Simulator, хоррор The Medium, платформер Ori and the Will of the Wisps, пошаговая стратегия Gears Tactics и изометрическая Action-RPG Minecraft Dungeons. Настоящий жанровый плюрализм, которому не хватает только AAA блокбастеров. Но по вышедшему в прошлом году Gears 5 можно уверенно заключить, что и такие игры не чужды Microsoft.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

Компания не гнушается инвестировать в не самые популярные жанры, что в итоге может положительно сказаться на проектах студии Arkane, выпустивших в этом поколении две игры: Prey и Dishonored 2. Обе ожидал коммерческий провал. При этом, несмотря на неутешительные продажи, игры обрели преданную фанатскую аудиторию и нередко фигурировали в топах лучших игр десятилетия. Нет сомнений, что такие игры точно привлекут новую аудиторию в сервис. Остается лишь вопрос относительно бюджета будущих игр, однако обращая внимание на Deathloop, новый проект Arkane, хорошо заметно, что и сама Bethesda уже не готова сильно вкладываться в игры разработчиков.

Остальные проекты внутренних студий издательского дома Bethesda, будь то серии шутеров Wolfenstein, DOOM, RAGE или дилогия survival-horror игр The Evil Within тоже отлично подходят для заполнения Xbox Game Pass. Они отвечают главному требованию, которое прослеживается в политике Microsoft – жанровое многообразие. А потому нет поводов сомневаться в том, что известные IP получат продолжения, что окажется весьма кстати после многочисленных провалов, преследовавших в последние годы игры Bethesda. Издатель явно не в лучшем здравии сегодня, что подтверждает, по оценкам аналитического издания DFC, достаточно низкая цена сделки Microsoft и ZeniMax Media.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

В теории покупка студий может привести не только к полноценной разработке сиквелов узнаваемых IP, но и к коллаборациям, как между студиями, так и франчайзами. Например, создающие Halo Infinite разработчики из 343 Industries могут заручиться поддержкой специалистов из id Software по ряду проблемных вопросов. Или же возможны коллаборации между играми, пусть даже самые невинные, как возможность купить для Думслеера в Doom Eternal тематический костюм Мастера Чифа.

Также можно отметить две любопытные новости, пришедшие сообщении о сделке между Microsoft и Bethesda:

Один из основателей id Software Джон Кармак не против вернуться в компанию и поработать над «некоторыми старыми тайтлами».

Obsidian Entertainment, создавшие Fallout New Vegas, многозначительным смайлом ответили на вопрос о возможности создания сиквела.

Напомним, что Obsidian Entertainment рассталась не лучшим образом с Bethesda Softworks после того, как те лишили их финансовых бонусов из-за не достижения игры 1 балла на Метакритике (84 вместо требуемых 85). Возможно, учитывая посредничество Microsoft, Obsidian и Bethesda смогут договориться о новых, устраивающих обе стороны условиях сделки при разработке Fallout New Vegas 2.

3. Эксклюзивные TES VI, Fallout 5 и Starfield. Но это не точно

В свете последних событий с новой силой вспыхнули консольные войны между адептами Playstation и Xbox, ведь отныне у Microsoft есть все возможности для того, чтобы лишить приставки Playstation релиза The Elder Scrolls VI и других ожидаемых игр. Эксклюзивные «Древние Свитки», новый Fallout или Starfield – сильнейшие аргументы в битве за потребительские кошельки, которые однозначно приведут к переходу части заядлых поклонников Playstation на ПК или Xbox Series X и S. Но будет ли Майкрософт таким образом поступать? 

Сам Фил Спенсер в упоминавшийся выше интервью Bloomberg сообщил, что вопрос касательно выхода игр на других консолях будет решаться в индивидуальном порядке с каждой игрой. Мы не получили однозначного ответа на вопрос, поэтому можно начинать гадать на кофейной гуще. Осмелюсь предположить, что конкретно новая часть «Древних Свитков» и Fallout выйдут одновременно на Windows, некстген версиях Xbox и Playstation 5. В крайнем случае платформы Microsoft могут получить временную эксклюзивность сроком 6-12 месяцев и эксклюзивные DLC.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

Другими словами - пойдут по стопам собственной политики с Minecraft, который Майкрософт активно распространяет на все возможные платформы. И The Elder Scrolls, и Fallout – сильнейшие и  невероятно прибыльные франчайзы, которые принесут наибольшую прибыль только при охвате максимальной аудитории. Немного цифр: только за первые сутки Fallout 4 продался тиражом в 12 миллионов копий и заработал 750 миллионов долларов, а Skyrim за пять лет продался тиражом более 30 миллионов копий. Выходящие в будущем продолжения серий могут оказаться не менее успешными, поэтому сомнительно, что Microsoft, учитывая зарекомендовавшую себя политику распространения Minecraft, откажутся от потенциальной сверхприбыли главных франшиз Bethesda.

А во что касается Starfield, который пока выглядит как кот в мешке, и всех остальных проектов издательства Bethesda Softworks, будь то игры Arkane или продолжение DOOM, имеют большие шансы остаться перманентными эксклюзивами платформ Windows и Xbox Series. Эти игры никогда не отличались выдающимися продажами, но вполне могут повысить ценность Xbox Game Pass и платформ Microsoft в глазах потребителя.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

Также, по всей видимости, все анонсированные студиями ZeniMax Media игры выйдут на всех ранее заявленных платформах. Например, Deathloop и GhostWire: Tokyo сохранят 12-месячную эксклюзивность для PS5 даже после официального оформления сделки между Microsoft и ZeniMax Media, намеченную на середину 2021 года. Не анонсированных игр такие правила вряд ли будут касаться, поэтому первые для платформ Microsoft эксклюзивные игры от студий Bethesda мы сможем увидеть предположительно в 2022 году. Отдельно отметим сообщение разработчика The Elder Scrolls Online о том, что даже несмотря на покупку студии силами Microsoft игра продолжит в следующие годы развиваться на всех платформах, которые уже поддерживаются. 

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: как это изменит игровую индустрию

4. Microsoft имеет шансы стать лидером поколения

Если вы думали, что потратив 7.5 миллиарда долларов Microsoft прекратит покупать студии, то инсайдеры подкаста XboxEra уже поспешили заверить, что издатель готовится в скором времени купить еще две новые студии. В итоге пул Xbox Game Studios начнет насчитывать 25 талантливых студий, которые смогут вполне успешно привлечь все большую аудиторию к платформам Microsoft.

Microsoft купили ZeniMax Media за 7.5 миллиардов: какие последствия ждут игровые индустрию

Пока не совсем понятно, как будут обстоять ситуация с эксклюзивами от свежеприобретенных студий Bethesda. Однако при грамотной стратегии игры от новых разработчиков вместе с дешевым геймпассом, предлагающим дешевый доступ к новейшим проектам Microsoft в условиях дорожающих игр, грамотном продвижении и политике цен на консоли Xbox Series X,S и охватом ПК-рынка могут привести к заметному укреплению позиции компании в игровой индустрии.

Даже больше – учитывая достаточно странную и непоследовательную политику Sony при продвижении Playstation 5, которую мы подробно разбирали в этой статье, Microsoft  через пять-шесть лет имеет шансы стать лидером нового консольного поколения. Если уж не по количеству проданных консолей, то по доходности игрового отдела в сравнении с конкурентами.