Для начала отметим, что нельзя быть на 100% уверенным в одобрении сделки антимонопольными регуляторами. Но для чистоты размышлений сойдемся на том, что – да, сделка состоится. К тому же сомнительно, что Microsoft, огласив о чрезвычайно дорогой покупке, предварительно не изучила дотошно со своим штатом адвокатов все возможное издержки и проблемы на законодательном уровне, которые могут возникнуть от покупки Activision Blizzard.

Ожидаемый исход для Activision Blizzard и дальнейшие приобретения Microsoft

Разумеется, сложно представить, как кто-то еще неделю тому назад был готов поклясться в том, что Microsoft обязательно купит ActiBlizz, тем более за баснословную сумму почти в 70 миллиардов, которая оказалась не только крупнейшей сделкой в гейминге, но и для самой Майкрософт за все годы ее существования. Однако ожидаемо, что игровую компанию Бобби Котика в ближайшем будущем ждали значительные перемены. В прошлом году ActiBlizz оказалась в эпицентре многочисленных скандалов, на волне которых из Blizzard ушло несколько ключевых менеджеров, геймдиректоров и больше тысячи сотрудников подписали петицию об отставке Бобби Котика. Будто этого недостаточно, продажи Call of Duty: Vanguard оказались одними из худших в серии за последние десятилетие, а релиз Diablo IV и Overwatch 2 был перенесен на 2023 год.

В итоге одна из крупнейших компаний к началу 2022 года подошла далеко не в лучшей форме, но все еще владеющей массой прибыльных активов, что делает ее перспективной покупкой для тех, кто сможет оплатить «банкет». Такой компанией оказалась Microsoft, которая активно инвестирует средства в развитие собственного игрового подразделения Microsoft Gaming. Однако не стоит думать, будто ActiBlizz находится в бедственном состоянии и для того, чтобы осознать масштаб сделки достаточно просто знать, что за прошлый год выручка компании составила 8.7 миллиардов долларов, против 15.4 миллиардов долларов у всего подразделения Microsoft Gaming за аналогичный период.

Как сообщает издание Bloomberg, генеральный директор Activision Blizzard Бобби Котик не хотел продавать компанию, но сумма сделка значительно превышала рыночную капитализацию компании и совет директоров на фоне многочисленных скандалов и судебных разбирательств счел предложение Microsoft вполне приемлемым. В 2020 году, напомним, Microsoft приобрела за 7.5 миллиардов долларов ZeniMax Media, которая тоже имеет в своем активе массу прибыльных франчайзов, но в том году после череды провалов и без драйверов продаж в лице новых игр Bethesda тоже была не в лучшем состоянии. Потому можно предположить, что Microsoft и дальше будет покупать издательства, подгадывая удобные моменты для поглощения. Здесь мы пишем без оценочных суждений, это не плохо и не хорошо, просто бизнес.

Самый очевидный вариант – Ubisoft, которая в прошлом году тоже попала в вереницу скандалов, у нет на горизонте крупных хитов, следующая Assassins Creed запланирована на 2023 год, а новый крупный проект – шутер Rainbow Six: Extraction – критики встретили без восторгов и в инфополе не заметно ажиотажа по поводу игры, что явно не способствует подорожанию акций компании. Также не стоит списывать со счетом Take-Two Interactive (владельцы Rockstar Games) и японские компании, вроде Atlus или Capcom, позволяющих укрепить бренд Xbox на территории Японии. Однако стоит учитывать, что чем больше игровых студий и, следовательно, долю рынка получает Microsoft, тем больше вопросов возникнет у антимонопольных регуляторов.

Потому не стоит рассчитывать, что в ближайшем будущем Microsoft, даже будь них на то средства, поглотят Nintendo, Sony (рыночная капитализация компании составляет около 150 миллиардов долларов) или отдельно бренд Playstation. С большой долей вероятности в дальнейшем мы намного чаще будем слышать о том, как американский IT-гигант покупает независимых разработчиков и открывает собственные студии, иногда (не чаще одного раза полтора года) запуская в инфополе «бомбы» с новостью о покупке целого издательства.

Вывод: абсолютно уверенным можно быть только в одном – Microsoft, которая делает ставку на сервис Game Pass и облачный гейминг посредством платформы Azure и потому нуждается в огромном количестве контента, способного удерживать разнообразную аудиторию, продолжит усиленными темпами расширять количество собственных игровых студий. Также не стоит удивляться появлению новостей о кадровых перестановках в ActiBlizz. По данным издания WSJ Бобби Котик покинет свой пост и компания будет напрямую подчиняться Филу Спенсеру, что в контексте не самой лучшей репутации Activision Blizzard (и с точки зрения притеснений на почве домогательств и сексизма, и с точки зрения количества выпускаемых игр) открывает большой простор для внесения коррективов в менеджерский (и не только) состав.

Будущее Game Pass и игр Activision Blizzard

Сразу стоит отметить, что окончательно сделку обещают закрыть только в июне 2023 года, поэтому в ближайшее время не стоит рассчитывать на то, что покупка Activision Blizzard окажет значительное влияние на игровую индустрию в целом и Microsoft в частности. Например, очевидно, что приоритетная задача сделки – расширить каталог Game Pass, дополнив его такими суперфраншизами, как Call of Duty в день релиза, а также добавить в него другие игры издательства, уже вышедшие ранее на платформах Xbox и Windows.

Это мнение подтвердил официально Фил Спенсер, пообещавший после закрытия сделки добавлять в подписочный сервис как можно больше игр компании. Разумеется, стоит ожидать появления главных хитов Activision Blizzard, вроде Starcraft 2, Overwatch, прошлые релизы в серии Call of Duty. Можно даже выдвигать безумные теории о том, что игроки в World of Warcraft отныне лишатся необходимости платить за доступ к игре каждый месяц по 15 долларов и смогут поиграть в нее, как и в другие проекты Microsoft, просто заплатив за подписку на Game Pass – в рассматриваемой нами ситуации любые теории имеют право на жизнь. Особенно тогда, когда компания под руководством Фила Спенсера делает ставку не на число проданных консолей, а на количество пользователей подписочного сервиса.

Однако важно помнить, что массовое наполнение сервиса играми ActiBlizz случится только спустя полтора года и даже выходящая в этом году Call of Duty Modern Warfare 2 имеет шансы не попасть в каталог Game Pass на старте продаж. Но в дальнейшем перспективы развития сервиса выглядят многообещающе и не в последнюю очередь из-за того, как политика Microsoft Gaming повлияет на бренды, которыми владеет Activision Blizzard.

Game Pass, подобно «Нетфликсу», не позиционируется как некий элитный сервис, где доступны только высокобюджетные проекты на манер Disney+, его сила в разнообразии, из-за чего на платформе приветствуется появление разношерстных проектов, рассчитанных на разную ЦА. От огромного перечня инди-проектов сторонних студий, до необычных и/или дорогих игр от самой Microsoft, главным релизом которой должен стать в конце этого года новый блокбастер студии Тодда Говарда ролевая игра Starfield. Ставка Microsoft на создание максимально разнообразной линейки игр, которые необязательно должны быть крупнобюджетными, может обернуться положительными вестями для тех, кто не просто ждет от Activision Blizzard больше игр, но и не против возрождения ныне почивших франшиз.

Разумеется, это не означает, что Treyarch, Sledgehammer Games и Raven Software обязательно отвлекутся от ежегодного конвейера Call of Duty и направят свои силы на создание новой части Soldier of Fortune или Singularity 2. Однако никто не мешает Microsoft взять залежалые, но узнаваемые франшизы и поручить разработку новых игр по ним другим студиям разработчиков, в том числе и не входящим Xbox Game Studios. Как, например, это случилось с Age of Empires IV , разработкой которой занимались Relic Entertainment. Не удивимся, если в ближайшую пятилетку мечты поклонников Warcraft найдут воплощение в реальности и мы станем свидетелем выпуска четвертой части легендарной RTS, пусть, возможно, впервые разработанную Blizzard в сотрудничестве с другой студией.

Но пора внести и ложку дёгтя в наши оптимистические взгляды на сделку Microsoft и ActiBlizz – вполне вероятно, что в дальнейшем компания увеличит стоимость подписки на Game Pass, как это сделала использующая свое доминирующее положение на рынке Netflix в 2019 и 2021 годах. На текущий момент количество подписчиков Game Pass составляет 25 миллионов пользователей, что в лучшем случае позволяет  зарабатывать Microsoft около 2 с половиной миллиардов долларов в год. Конечно, вместе с играми Activision Blizzard и выпуском ожидаемых проектов от Xbox Game Studios их число значительно расширится, но даже этого вряд ли хватит для того, чтобы окупить вложение в игровой бизнес, в числе которых почти 70 миллиардов за покупку ActiBlizz. Однако едва ли стоит ожидать повышения стоимость подписки до конца 2023 года.

Еще один важный момент аспект сделки – вместе с покупкой ActiBlizz Microsoft получает в свою собственность компанию King Digital Entertainment, которая специализируется на выпуске мобильных игр. В прошлом году King, например, выпустили раннер Crash Bandicoot: On the Run. Игры Microsoft за исключением стриминга с помощью Azure, практически не представлены в мобильном сегменте, который генерирует наибольшую выручку среди всех отраслей игровой индустрии. Такой кусок пирога компания явно не захочет терять, что с большей долей вероятностью выльется в создание игр для смартфонов во франшизах Microsoft. Мобильная королевская битва по мотивам Halo или же ответвление серии Forza Horizon эксклюзивно для смартфонов – в такие варианты развития существующих франшиз легко поверить.

Выводы: даже до покупки Activision Blizzard Game Pass был одним из важнейших составляющих успеха Microsoft Gaming последней пятилетки, а вместе с добавлением каталога ActiBlizz без сомнения станет ультимативным предложением. Можно сколько угодно критиковать серию Call of Duty, Overwatch, World of Warcraft или Diablo, но это крайне успешные франшизы, позволяющие за один только 2021 год сгенерировать выручку на несколько миллиардов долларов. Когда все эти проекты станут доступны на релизе подписчикам сервиса за сравнительно скромную ежемесячную плату, то исход сил в игровой индустрии значительно поменяется даже при сценарии, что все проекты Activision Blizzard продолжат выходить на Playstation, чего точно не случится.

Эксклюзивность игр Activision Blizzard и будущее Sony Playstation

На данный момент мнения финансовых аналитиков разделились и нет консенсуса по поводу того, останутся ли главные франшизы ActiBlizz на консолях Playstation. Да, никто не спорит с тем, что если Call of Duty станет доступна только пользователям Windows и Xbox, то продажи консолей и доход от Game Pass значительно вырастут. К тому же подписочный сервис – это игра в долгую и компания вряд ли надеется отбить расходы в ближайшие годы, вместо этого упрочняя свои позиции на рынке и в конечном итоге желая охватить всех геймеров на планете. Если говорить точнее – 3 миллиарда игроков, о чем сообщил генеральный директор Microsoft Сатья Наделла в 2020 году.

Однако франшиза Call of Duty в первую очередь популярна на консолях Playstation, где и генерирует максимальную выручку Activision Blizzard, поэтому решив «запереть» популярные шутеры на Xbox и ПК (пока с трудом верится, что пользователи смартфонов начнут массово играть в крупные игры посредством стриминга) компания может потерять значительную долю доходов, отстрочив на долгие годы перспективы окупить сделку. Также отметим, что аналитики DFC Intelligence считают, что вопрос о выходе последующих частей Call of Duty на Playstation будет отдельно рассматриваться Microsoft и антимонопольными регуляторами. Если COD ждет учесть эсклюзива платформ Microsoft, то сделка может не состояться.

В ответ на сделку Microsoft и возможную эксклюзивность игр Activision представители Sony скупо прокомментировали, надеясь, что Activision сохранит договорные обязательства. Что это за обязательства – неизвестно, но последние годы компании активно сотрудничали и пользователи консолей Playstation первыми получали DLC для Call of Duty. Microsoft же заверила, что планирует ранее выпущенные игры активно поддерживать на консолях Playstation, а Фил Спенсер подтвердил, что компания будет соблюдать все договоренности и желает оставить франшизу Call of Duty на Playstation. Желания, впрочем, со временем могут поменяться, особенно когда регуляторы одобрят сделку. Также источники издания Bloomberg сообщили, что новые игры по некоторым франшизам продолжат выходить на консолях конкурента, когда другие станут эсклюзивами Xbox и Windows.

Судя по всему, нас ждет ситуация аналогичная той, которая случилась с играми Bethesda Softworks после сделки с Microsoft. Все ранее согласованные обязательства исполнены – Deathloop и Ghostwire: Tokyo сохранили статус временного эксклюзива консолей Playstation, а ранее выпущенные игры поддерживаются контентом (The Elder Scrolls V: Skyrim Anniversary Edition вышел в конце года в том числе на PS4 и PS5). Но с другой стороны все новые игры студий Bethesda стали консольными эксклюзивами Xbox – Starfield и Redfall, к примеру. Похоже, стоит ждать идентичной политики и в отношении игр Activision Blizzard с той лишь разницей, что по крайней мере следующие Call of Duty продолжат выходить на Playstation. Да и то, до поры до времени. С большей уверенностью можно будет что-либо написать не ранее, чем в 2023 году.

А что по поводу Sony? Не знаменует ли сделка конкурента с одной из важнейших компаний в индустрии скоропостижную кончину бренда Playstation? Можно с уверенностью заявить, что даже если все ранее выходящие франшизы продолжат появляться на Playstation, то доступность игр в Game Pass в любом случае больно ударит по платформодержателю. Однако предлагаем рассмотреть даже более пессимистичный вариант, при котором с 2023-2024 года ни одна новая игра ActiBlizz не почтит своим присутствием Playstation, сможет ли в таком случае выжить игровое подразделение Sony?

Вполне. Пример колоссального успеха Nintendo доказывает, что в индустрии можно здравствовать даже без наличия на платформе самых продаваемых игр, в числе которых ежегодные релизы Call of Duty и GTA V. Главное – предлагать пользователям хорошие эксклюзивные игры и уникальные технические решения, вроде консоли Nintendo Switch, совместившей в себе стационарную и портативную консоль. По этим двум параметрам Sony Playstation подходит, но с определенными оговорками.

Крупные проекты Sony Interactive Entertainment, в числе которых релизы студий Santa Monica, Insomniac, Naughty Dog и Sucker Punch остаются лицом бренда Playstation и пусть не могут похвастаться продажами на уровне эсклюзивов Nintendo, но для выходящих на одной платформе игр показывают впечатляющие результаты. Например, та же God of War по данным на август 2021 продалась тиражом в 20 миллионов копий. Также стоит вспомнить о покупке временной эсклюзивности некоторых релизов и финансировании проектов от сторонних разработчиков, среди которых обещана сетевая игра от студии Firewalk, возглавляемая геймдиректором Destiny, новый «инновационный» экшен студии Deviation Games, основанной выходцами из Treyarch и амбициозная игра от разработчиков из Haven, руководитель которой Джейд Раймонд.

Конечно, фразы вроде «эксклюзивные игры» и Playstation в одном предложении могут вызвать у некоторых читателей по вполне понятным причинам смешки, ведь Sony активно выпускает спустя некоторое время порты игр от собственных студий на ПК. Однако сколько бы сильно не критиковали игровое сообщество компанию за такое решение, но пока политика Sony не мешает разлетаться консолям как горячим пирожкам и вдвое, по данным источников сайта wccftech, опережать по продажам Xbox Series X|S. Кроме того, Sony пытаются укрепить свое влияние в индустрии с помощью покупки студий разработчиков и инвестирования в сторонние компании, в числе которых Epic Games, получившей от Sony за два года инвестиций суммарно на 450 миллионов долларов.

Что касается уникальных технических решений, то здесь Sony Playstation тоже есть, что предложить пользователям. Например, возможности геймпада Dualsense, который понравился Филу Спенсеру и в июле 2021 он заявил, что в дальнейшем Microsoft может доработать контроллеры Xbox с учетом специфики Dualsense. Также не стоит сбрасывать со счетов PS VR2, обладающий передовыми характеристиками (за исключением беспроводного соединения) и, по слухам, выходящий осенью этого года. Если метавселенные в будущем окажутся чем-то большим, чем очередным маркетинговым трюком для ублажения инвесторов, то в этой нише Sony может плотно закрепиться с наличием собственного VR-шлема и линейки крупных франшиз.

Наконец, несмотря на то, что представители Sony Interactive Entertainment в 2020 году отрицали появление на платформе аналога Game Pass, компания делала шажки в сторону развития сервисов, предлагающих игры по подписке. Очевидные примеры – появление PS Collection, входящей в стоимость PS Plus и предлагающей доступ к более чем двум десяткам хитовым и высокооцененным релизам. Также не удивимся, если инициатива Playstation Play at Home, в рамках которой бесплатно раздали Horizon Zero Dawn и еще более десятка игр была продиктована в том числе успехами Game Pass.

В декабре 2021 так и вовсе появилась новость, что Sony на самом деле готовят свой аналог Game Pass под рабочим названием Spartacus, в котором собираются скрестить функции PS Plus и PS Now (стриминговый сервис, предлагающий помимо актуальных игр последнего поколения доступ к проектам с PS1, PS2 и PS3). Важное замечание – аналог Spartacus не станет предлагать по подписке доступ к крупным играм Sony одновременно с их релизом, но функционировать будет схожим образом. Возможно, в сервисе будут появляться одновременно с официальным выходом среднебюджетные проекты вроде Kena: Bridge of Spirits и инди-игры, а библиотеку игр будут регулярно пополнять релизы от сторонних разработчиков и внутренних студий Sony.

Выводы: пока сложно с уверенностью спрогнозировать, какие игры Activision Blizzard будут эсклюзивами платформ Microsoft. Могут и все будущие игры получить статус эксклюзивов, а серии Call of Duty достанется участь редкого исключения из правил. В любом случае Sony ждут непростые времена и от эпохи абсолютного доминирования Playstation над Xbox времен PS4 и Xbox One практически не осталось и следа. Расклад сил как минимум уравнялся и рискует стать диаметрально противоположным, но даже в этом случае бренд Playstation бессмысленно хоронить. Игровое подразделение Sony может и утратит лидирующую позицию, но под давлением конкурента имеет все шансы стать лучше для конечного потребителя, адаптируясь к рыночным условиям. Кроме того, не исключаем вероятность запуска Game Pass на Playstation, но только при условии, что Microsoft окажутся безоговорочными лидерами индустрии.

Читайте также топ 10 лучших игр 2021 года.