Расцвет интернет культуры

Если вы смотрели данное аниме уже после того как по нему прошел огромный ажиотаж, вы скорее всего не сразу поймете, почему оно стало так популярно. Сюжет данного произведения определенно был хорош, как мне кажется, тайтл проходит проверку временем, и сегодня смотрится бодро [а если пропускать часть второго сезона с зацикленными эпизодами, так тем более], но дело даже не в этом.

На самом деле сериал вышел в удачное для него время в период рассвета того интернета, который в итоге превратился в наше настоящее. Сериал популяризировал себя в первую очередь мемностью, хотя тогда еще толком и не было такого понятия. Если говорить конкретней, то именно танцем Hare-hare-yukai из эндинга сериала, который начал вируситься на японском сайте Nico Nico Douga. Отаку всех мастей выкладывали свои видео, где они пытались исполнять этот танец, а также разучивали его движения. Со временем эти видео перебрались и на YouTube, который появился только через год после выхода в 2006-ом аниме.

Подобным образом сегодня танец Тики Фудзивары из эндинга третьей серии «Госпожи Кагуи: В любви как на войне» популяризировал это аниме, так и танец Харухи стал вершиной проявления своей любви к сериалу среди фанатов того времени.

Сейчас в сети до сих пор можно найти видео, где японцы массово исполняют его в Акихабаре. Что интересно, таких видео с тех времен почти не осталось, так как они были удалены.

Сериал также использовал преимущества интернета. Так, по сюжету непоседливая Харухи Судзумия собрала свой собственный клуб по поиску пришельцев, экстрасенсов, путешественников во времени и паранормального, где его участники как раз и были пришельцами, гостями из будущего и экстрасенсами, только им все это время удавалось скрывать сей факт от Судзумии. Разве что главный герой аниме Кён все еще оставался обычным парнем случайно втянутым в эту абсурдную историю. Для расширения клуба именуемого «Команда SOS» с подачи Харухи в сериале был создан сайт. Что примечательно, рекламный отдел аниме позаботился о том, чтобы создать этот сайт в реальности и любой фанат мог зайти на него и сломать четвертую стену между вымыслом и своей жизнью. Данный сайт все еще существует в первозданном виде и вы можете зайти на него и оценить специально стилизованный под любительский дизайн вид.

Создатели даже задействовали его в продвижении сериала, и в 2007 году на нем появилась фальшивая ошибка 404, которую пользователи могли починить, используя пароли. В награду они получали якобы потерянные данные, которые намекали на полнометражный фильм «Исчезновение Харухи Судзумии», хотя если быть точнее на последнюю часть ранобэ, на которой он был основан.

Подобным в будущем воспользуется Gravity Falls с его криптограммами. И хотя мы не знаем, заимствовал ли Алекс Хирш данный прием с оглядкой на Харухи [скорее всего это просто совпадение], сложно не назвать аниме первопроходцем такого подхода.

Высокая планка качества

Сегодня многие фанаты аниме Макото Синкая занимаются паломничеством по локациям, которые режиссер добавляет в свое аниме. Можно сказать, что это одна из отличительных черт связанных с его творчеством. Но как вы могли догадаться из контекста материала, упоминать об этом просто так я бы не стал, ведь паломничество по локациям из аниме также является частью культуры данного тайтла.

До того как The Melancholy of Haruhi Suzumiya вышла в эфир, индустрия находилась на этапе когда студии активно переходили с целлулоида на цифровые технологии. И в плане своего визуального качества и наполненностью деталями аниме было новым эталоном. Использованные Kyoto Animation технологи анимации помогли перенести в сериал достаточно много реалистичных локаций. Особенно это видно в арке, где команда SOS снимала любительский фильм. Задники выглядят так, как будто являются фотографиями реальных мест. Позже в 2010 году эту тенденцию подхватил Saints;Gate, действие которого происходило в Акихабаре.

Хотя сегодня высокое качество задников и реалистичные образы являются чем-то привычным, тогда это было в новинку. С тех самых пор фанаты любят искать места из разных аниме, чтобы сфотографироваться на их фоне.

Анимация персонажей также была на высоком уровне, и даже самым незначительным движениям было уделено внимание, чтобы сделать действие на экране динамичным. Особенно хорошо это видно во время исполнения на школьном фестивале песни God Knows. Анимация и динамика того, как Харухи поет, а Юки Нагато играет на гитаре – впечатляет даже сегодня.

Безусловно, все это – заслуга Kyoto Animation, которые в то время буквально недавно дебютировали на сцене индустрии с Full Metal Panic? Fumoffu! Долгое время KyoAni работали в качестве аутсорс компании и за время своей деятельности смогли набраться опыта в анимации, и имели коллектив профессионалов. Таким образом «Судзумия» стала их мировым дебютом, и по ощущениям студия была золотым самородком, который появился как будто из неоткуда. У руля же проекта, если верить разным источникам, стоят режиссеры синефилы, которые активно задействовали в своей работе приемы из кино и цитировали разные картины. Так, серия Live Alive отдает дань уважения японскому фильму Linda Linda Linda.

Несмотря на то, что до KyoAni режиссеры аниме уже использовали методы из кинематографа, зачастую это были именитые создатели полнометражных аниме фильмов. В ТВ сериалах же подобное только начало становится стандартом и в случае «Харухи» ее создатели стали теми, кто начал использовать ее в своей сфере раньше всех.

Смотреть или не смотреть

Наверно, еще одна важная вещь, которую нельзя не упомянуть говоря о феномене «Меланхолии Харухи Судзумии» это порядок того как сериал транслировали, а именно не линейно, что временами путало зрителей. Еще больше дискуссий вызвало решение KyoAni адаптировать арку, где главные герои застряли во временной петле. Эту серию показывали 8 раз и каждая из них практически ничем не отличалась друг от друга кроме одежды героев и разными ракурсами камеры.

До сих пор нет единого мнения о том, нужно ли смотреть эти эпизоды или их стоит пропускать. Смотреть все прошлые серии по порядку или же так, как их показывали. Независимо от того что вы выбрали, сам факт масштабной дискуссии помог сериалу стать известным и обговариваемым.

Примечателен и сам сюжет, который в контексте нашей современности опередил свое время. Мы живем в эпоху поглощения информации и очень быстро устаем от чего-то, что не удивляет нас спустя какое-то время. Сегодня я сравнил бы «Харухи» с фильмом «Паразиты», так как сериал также является американскими горками в плане своего жанрового разнообразия. Данный тайтл это мистика, хоррор, повседневность, моэ, любовная история, драма и научная фантастика в одном лице. Сегодня сериал особенно бодро заходит.

Подводя итог можно сказать, что аниме вышло в нужный период и опередило свое время, как в маркетинге, так и в сюжете. Оно заставило большое число людей начать смотреть аниме, когда это еще не было мейнстримом. Оно было ближе к реальности, чем кто-либо до него, что сыграло ему на руку.