Непонятно что [в хорошем смысле]

В свое время, когда фильм вышел в прокат – он провалился. Несмотря на то, что еще до картины Эдгара Райта на территорию комиксов уже посягали Зак Снайдер с «Хранителями» и Джон Фавро с «Железным Человеком», именно экранизация комикса «Скотт Пилигрим» за авторством Брайана Ли О’Мэлли была первой настоящей дословной адаптацией первоисточника, где Райт воспроизводил не только панели комикса, но вписал в контекст фильма звуковые надписи. Так, если кого-то бьют, на экране появляется советующая надпись.

Такой подход хоть и являлся своеобразным признанием режиссера в любви к первоисточнику, не был оценен публикой, ведь гик-культура только начинала входить в мейнстрим, а в 2010 [когда и вышел фильм] все еще была нишей. Кроме того, фильм можно описать как набор разных жанров, начиная от боевика, заканчивая комедией и романтической историей. Плюс в нем есть элементы супергероики и видеоигр. И если сегодня мы видим, как режиссеру удалось грамотно объединить все это в одно цельное произведение, тогда же фильм приняли как мешанину для непонятно какой аудитории.

Больше всего сомнений даже сегодня может вызывать описание «супергероика», ведь мы, привыкшие к образам Марвел [которые даже поначалу отсылали к образам из первых фильмов X-man], не видим связи «Скотта Пилигрима» с этим жанром, даже несмотря на его комиксную основу.

Основной упор делается на романтике, комедии и видеоиграх. Все сражения красиво стилизованы под стычки из классических видеоигр, дополненные монетами, выпадающими из ниоткуда в стиле Super Mario Brothers 2. Каждый бой начинается с четкого противостояния в стиле Street Fighter, а подземелья в одной из сцен отсылают нас к The Legends of Zelda, а каждая победа приносит Скотту постоянно увеличивающийся опыт и деньги. По большей части это стилистический выбор, но стиль – это большая часть жанра, и он достаточно отчетлив, чтобы быть определяющей частью самого фильма. Лучше всего это подчеркивает финальное сражение с Гидеоном.

Но даже если мы определили то, что фильм явно делает акцент на видеоиграх больше, чем на романтике или комедии, мы все равно можем найти в нем нечто большее. Вспомните первый бой Скотта, который снят с задором какого-нибудь болливудского фильма. Бой с Тоддом – это явная супергероика, где могущественный злодей побежден из-за своей ахиллесовой пяты. Что смешно, это подчеркивается мета-пасхалкой, ведь Тодда сыграл Брэндон Раут, который до этого озвучивал Супермена.

В бое Рокси с Рамоной и Скоттом можно проследить сильное влияние ниндзя / кунг-фу фильмов, а сражение с близнецами Катаянаги черпали вдохновение из классических фильмов про кайдзю.

«Скотт Пилигрим» смешивает в себе намного больше жанров, чем можно себе представить на первый взгляд, делая путешествие по его лабиринту сюжета таким увлекательным. Поэтому в контексте важности «Скотта Пилигрима против всех», нужно понять, что этот фильм не про какой-то конкретный жанр, а фильм о гик-культуре и гиках как таковых.

Пока какая-нибудь «Теория Большого Взрыва» показывала главных героев гиков скорее как чудаковатых и далеких от реальности задротов [в хорошем смысле этого слова], то фильм Эдгара Райта делал их реальными людьми, которые очень любят свои увлечения, но не забывают и про реальность.

Именно по этой причине фильм был непонятен тогда, но популярен и имеет почти что культовый статус сегодня, когда гик-культура стала мейнстримом. Фильм предлагал и показывал все великое разнообразие интересных вещей, начиная от комиксов о супергероях, видеоигр и кинолент о боевых искусствах, которые сочетает в себе эта культура. И как по мне, показать полный ее ассортимент, когда она подходит к началу своей популярности у массового зрителя – очень важный шаг.

Эмоциональное ядро

Еще одна причина, почему все любят «Скотт Пилигрим против всех» заключается в эмоциональном ядре, вокруг которого выстраивается весь сюжет. В начале фильма Скотт все еще борется с воспоминаниями о девушке, которая бросила его годом ранее, отправив его в состояние эмоционального и романтического застоя. Сюжет выстраивается на идеи, что нужно отпускать прошлое. Как наша ностальгия по старым добрым временам может не отпускать нас для дальнейшего развития, так и здесь Скот отказывается принимать новый эмоциональный груз.

Так, в конце фильма Скотт осознает, что ему нужно принимать ответственность, а Рамона готова отпустить прошлое и начать что-то новое. Даже в альтернативной концовке, где Скотт остается со своей прежней девушкой это подчеркивается.

Говоря простыми словами, это фильм о взрослении, но написанный на более современном языке, который не заставляет главного героя отказываться от увлечений [как поступил бы другой фильм], а подает эту истину новым способом. Если другие картины могли навязать мораль в духе «оставь видеоигры, музыку и комиксы и повзрослей», фильм Райта говорит: «найди способ при помощи своих увлечений вырасти над собой». Именно за то, что гик-культура остается в сердце главного героя и помогает ему меняться, фильм так ценится в обществе.

К сожалению, сама картина провалилась в прокате еще и по причинам того, что вышла одновременно с такими фильмами как «Ешь, молись, люби», поэтому Райту и всей съемочной команде оставалась довольствоваться тем, какой новаторский фильм они сделали для своего времени тогда. А также почивать на лаврах сегодня, когда мы осознаем всю его крутость.