Сегодня мы поговорим про историю студии DreamWorks Animations и о том, как она превратилась из самого необычного представителя индустрии анимации, в студии, которая выпускает такие проекты, как «Босс молокосос».

Эпоха голливудских эпопей и гениальной классики

Мир довольно тесная штука и это становится видно, если к нему присмотреться. Так, история DreamWorks Animations тесно связана с Disney, но как и подобает миру больших денег, связана она со злостью и ненавистью. Что иронично, пока внизу выпускаются детские мультфильмы про любовь и дружбу, вверху директора и заместители студий грызут друг другу глотки.

В 1994 году Джеффри Катценберг поскандалил с тогдашним директором Disney Майклом Эйснером, так как тот, несмотря на всю преданность Катценберга и его отличную работу, так и не назначил его своим заместителем, когда представилась такая возможность. Дело закончилось скандалом, увольнением Катценберга и даже судом, который вынудил Disney выплатить Катценбергу компенсацию в 250 миллионов.

С большой обидой на Disney, деньгами в кармане и амбициями, Джеффри объединился со Стивеном Спилбергом, находившемся в творческих скитаниях и Дэвидом Геффеном. Так все и началось. Троица основала собственную студию.

Отдельно стоит сказать про ее логотип — знаменитого мальчика на Луне, созданного под влиянием Спилберга, который явно хотел, чтобы он отсылал к золотой эпохе Голливуда с 1930 по 1950-тые года.

Первые картины DreamWorks Animations можно действительно назвать очень голливудскими даже спилберговскими по своему размаху. Первый мультфильм студии «Антц», поднимал тему войны и манипуляции обществом, перенося действие на колонию муравьёв. Однако вышло как в поговорке «первый блин комом» и реализация оказалась неоднозначной, с плоским юмором и посредственным дизайном персонажей. Однако то, что студия подняла тему войны в мультфильме для детей, говорило, что DreamWorks Animations идет совершенно по другому пути, нежели те же Disney, хоть дети вряд ли оценили весь циничный посыл «Антц».

Последующие картины как «Принц Египта» только закрепили подобный подход, ведь она была величественным воспроизведением библейской истории о Моисее, где со всем размахом, пафосом и красотой показано становление главного героя от заносчивого дурака, до мессии всего еврейского народа.

В целом все произведения того периода, как «Дорога на Эльдорадо», «Спирит: Душа прерий» и «Синдбад: Легенда семи морей» обладали некой глубиной и были отличительной чертой студии, чем-то таким, что никто не мог создать кроме них. В том же «Спирите» главным героем был неговорящий конь, а это был довольно рискованный шаг для детского мультфильма [хотя и не могу назвать их таковыми полностью]. Несмотря на то, что все они были выполнены в традиционной рисованной анимации, это ничуть не мешало их драматичности и философичности.

При этом DreamWorks шли и на более рискованные авантюры, например, как сотрудничество со студией Aardman Animations [о ней мы поговорим отдельно в будущем]. В коллаборации с британцами переиначив фильм «Великий побег» и пропустив его через призму пластилиновых куриц, они выкатили ламповый шедевр «Побег из курятника». Данная картина до сих пор один лучших образчиков того, что может предложить нам пластилиновая анимация и все это не без помощи «Дримов».

Somebody once told me…

В 2001 году студия выпустила свой самый культовый, циничный и необычный фильм, который к началу нулевых сформировал их как студию со своим неповторимым стилем — «Шрек». Во многом свернуть в сторону «Шрека» их заставил кассовый провал «Царя сновидений» и «Дороги на Эльдорадо». Примечательно, что в работе картина находилась еще с 90-тых годов, когда Катценбергу показали сказку «Шрек» за авторством Уильяма Стейга. Именно она рассказывала об обаятельном огре и его осле. Тогда же режиссером картины был назначен Эндрю Адамсон.

Работа над «Шреком» была очень долгой и претерпела немало изменений в концепции, пока к началу нового столетия режиссер не предложил забить на все существующие ранее идеи, переиграть сюжет на современный мотив и превратить мир «Шрека» в аллюзию на Голливуд и высмеять Дисней. Как вы можете догадаться, Катценбергу это понравилось, и работа закипела.

Гениальность «Шрека» в его простоте, в том, как он ломает типичные сказочные клише и общается со зрителями на одном, понятном им языке. Главный герой здесь не принц на белом коне — а грубый, пердящий людоед, которому и не сильно нравится все, что он делает. Принцесса не беззащитная дама в беда, а способная постоять за себя боевая машина. В конце она вообще превращается в подобную Шреку людоедку. А про абсурдно-милый роман Осла и Драконихи я вообще молчу.

Как вишенка на торте — издевательства над Disney. Начиная о того, как тут обращаются с их персонажем, заканчивая главным злодеем Лордом Фаркуа — злым, закомплексованным коротышкой, который полностью списан своей внешностью с Майкла Эйснера, да-да того самого директора Disney, который когда-то уволил Катценберга.

В дальнейшем сиквел только закрепил все то, чего добился первый «Шрек», плюс подарив нам потрясающий финал под песню «I need a Hero». К чему хочу подвести, остановившись на «Шреке» подробней — к этому времени DreamWorks Animations зарекомендовала себя как студия, способная создавать контент не только для детей, но и для взрослых.Вы могли спокойно идти в кино на их фильмы со своим чадом и знать, что их истории во многом будут и для вас. Тот же «Шрек» гротескно показывает, что быть собой — это лучшее, что вы можете делать в этой жизни, и это заслуживает многого.

В дальнейшем DreamWorks пытались только закреплять подобные форматы, хотя у них бывали промахи. К слову с 2004 году студия полностью перешла на 3D во много благодаря «Шреку», который получил «Оскар» и собрал неплохую кассу.

Взлеты и падения

Работу студии с 2004 по 2016 году можно охарактеризовать как странную череду взлетов и падений, где продукты настолько сильно различались по своему качеству с точки зрения наполнения, что шедевры соседствовали с откровенно проходными историями. Самый яркий пример контраста — «Подводная братва» и «Мадагаскар».

«Братва» вышла сразу после феноменального возвращения второго «Шрека», который и по сей день является самым любимым у многих зрителей мультфильмом студии. Чтобы выразится помягче, «Подводная братва» вышла неприятной и была абсолютно продуктом своего времени. От чего пересматривать ее больно.

У фильма был огромный звездный каст, как Анджелина Джоли, Роберт Де Ниро, Мартин Скорсезе и Уилл Смит на главной роли. Вот только сама история про самовлюбленного идиота, который изменяет своей девушке, подставляет всех друзей, тратит не свои деньги и мало чему учится — совершенно проходная. Хотя ради приличия стоит сказать, что в ней можно найти мораль про то, что не всегда стоит рваться к славе.

Но разом с тем за таким средним проектом студия выпускает ламповый шедевр «Мадагаскар», о животных из нью-йоркского зоопарка попавших на далекий остров. Прорывной, смешной и с простой моралью, он понравился зрителям и в итоге растянулся на несколько сиквелов и спин-оффов.

Перечислять всю фильмографию нет смысла, но если смотреть по самым кассовым проектам «Дримов», то подобная тенденция сохранялась у судии и в последующем. После странного «Би-муви» где были подняты темы любви между человеком и пчелой, выходит прекрасная «Кунг-фу панда». За невнятным «Монстры против пришельцев» следует «Как приручить дракона». А «Кунг-фу панда 3» соседствует с проходным и тягомотным «Дом».

В этот же период студия развивает и заканчивает три свои основные франшизы. «Шрек Навсегда» прощается со зрителями, поднимая вопросы ценности того, что у тебя есть. «Кунг-фу панда 3» заканчивает историю По, но звезд с неба не хватает. «Мадагаскар», увы, превращается в цирк с конями в буквальном смысле.Увы, стратегия, когда хороший продукт выходит через один плохой в итоге сильно ударила по доходам и подвела студию к самой темной точки ее истории.

Падение гиганта

Если вы следите за творчеством DreamWorks, то наверняка знаете, что нынешняя DreamWorks Animations во многом отличается от той, что была раньше. Последним проектом тех «Дримов», о которых мы говорим стали «Тролли», мягко говоря, проходной мультфильм, созданный благодаря тому, что они владели правами на серию одноименных игрушек еще с 90-тых годов. Фильм, однако, собрал внушительную кассу в 2016 году. Однако это не спасло ее от финансовых убытков прошлых проектов.

Тогда же студию купили Universal, которые объединяют их с Illumination. Это студия, которая занимается выпуском откровенно детского продукта как «Миньоны», «Гадкий я», «Зверопой». Джеффри Катценберг, отец студии, уходит со своего поста, после чего новые владельцы устраивают настоящую чистку среди штата. Сотни сотрудников Дримворкс попадают под сокращения.

Все это стало эпилогом к тому, что DreamWorks не могла предложить ничего нового, и исчерпала все свои идеи в плане самых известных франшиз. То, что осталось от нее сегодня, скорее тень ее былого величия.

Такие картины, вышедшие под ее логотипом после сделки с Universal как «Босс Молокосос» или «Капитан подштанник» полностью состоят из глупых шуток для детей и не соответствуют ее репутации, которую когда-то создал «Шрек». Из последнего можно выделить только «Как приручить дракона 3» однако картина вышла отменной только благодаря непреклонности режиссера Дина Деблуа, которому разрешили закончить трилогию на своих условиях.

Что ждет студию в будущем — еще увидим. Конец той DreamWorks Animations, которую мы знаем, настал в 2016 году. Да, до него у студии были проблемы, но это не отменяет тот факт, что она многое привнесла в наше детство и индустрию в целом. Как будет дальше развиваться история DreamWorks Animations — увидим.