Haunted House [1982]

Эта игра не испугает вас сегодня, как и не уверен, что она пугала еще в 1982 году, однако это один самых ранних представителей хорроров в играх как таковых. Управляя парой глаз, вы ходите по темному особняку Захари Грейвиса и освещаете себе путь спичками — и это единственный способ понять, что вас окружает. Ваша цель собрать три урны и выбраться из дома живым. В это время на вас будут нападать в случайном порядке летучие мыши, призраки, крысы и пауки в надежде вас напугать.

Особенностью игры также был ранний прототип менеджмента инвентаря. Ваш герой мог носить только один предмет в руках, и выбрасывал его, если вы хотели взять какой-то другой. Эти ранние версии управления ресурсами, скримеры и малое количество света через десять лет стали одними из оплотов жанра ужасов. Готовность Atari выпустить игру, затрагивающую хоррор так, как этого еще не делал никто — была первым шагом к созданию жанра, который мы все знаем и любим сегодня.

The Texas Chainsaw Massacre [1983]

Эта странная адаптация классического фильма Тобе Хупера 1974 года знаменует собой первый раз, когда вы играете в качестве антагониста игры, поскольку именно вы управляете Кожаным Лицом, пока он находится в погоне за молодыми и наивными жертвами.

Ваш герой должен преследовать жертв, попутно собирая канистры с бензином, чтобы заправлять свою бензопилу. В игру даже добавили элементы платформинга и вы должны перепрыгивать инвалидные коляски, раскиданные на уровнях по неизвестной мне причине, как и кусты, которые почему-то решили сделать препятствием для героя с бензопилой.

Звук, графика и почти все остальное здесь очень дёшево, что смело можно было списать на дотошное воспроизведение разработчиками оригинально фильма, также не блиставшего большим бюджетом, но нет, это просто была дешевая игра. Однако это первый раз, когда консольная игра показала такое насилие. Большинство розничных продавцов даже отказались продавать ее, поскольку для того времени это было беспрецедентно. Только в 90-тых насилие в играх укоренится, но тогда это был нонсенс.

Halloween [1983]

Еще одна игра по кинолицензии. К слову этот тренд нулевых изначально запустили старые игры ужасов и уже тогда они не блистали высоким качеством. Хотя им это простительно из-за почтенного возраста. Hе обладая выдающимся геймплеем, эта игровая адаптация одного из самых культовых фильмов ужасов все же сделала пару интересных шагов для развития нового жанра.

В игре был оригинальный саундтрек из фильма, хоть и криво воссозданный звуковым чипом Atari 2600. Игрок убегал от Майкла Майерса, который преследовал его. Хоть в игре не было запланированных скримеров, антагонист появлялся в неожиданных местах, чем мог напугать. Плюс моделька Майерса со спрайтовыми анимациями была довольно хороша для своего времени.

Все эти элементы собраны вместе, чтобы создать довольно тусклую игру с точки зрения игрового процесса, но эстетика была настолько близка к фильму, насколько вы могли получить в то время.

Uninvited [1986]

Вышедшая сначала на РС, а позднее перебравшаяся еще на Nintendo Famicom и NES, Uninvited представляла хоррор в духе point and click, где герой просыпается в особняке после автомобильной аварии и начинает исследовать его, чтобы найти исчезнувшую сестру. Путешествуя по нему, вам суждено встретится со многими классическими монстрами, как например зомби.

Uninvited включает в себя массу сложных головоломок, бэктрекинг, принятие решений и эстетику ужаса, начиная от классических или готических образов, а также множество оккультных отсылок.

Большую популярность она обрела в 1989 году, когда ее портировали на приставки. Для домашних систем жанр был редким, поэтому стал чем-то необычным для игроков. К слову, Nintendo уже тогда вырезала многие оккультные вещи из игры, чтобы не разозлить верующих игроков.

Friday The 13th [1989]

Следующее воспроизведение известного хоррора на игровых экранах мир увидел только в 1989 году на NES. К сожалению, эта игра носит звание чуть ли не одной из самых худших для своего времени за абсолютно ужасную музыку и звуковые эффекты, чрезвычайно несправедливую сложность и отсутствие нормального управления. В защиту игры стоит сказать, что в ней вы могли найти механику выживания и преследования врагом, которая станет куда более развитой в последующих представителях жанра.

В игре было шесть вожатых, которые находились в разных частях лагеря, их целью было спасти всех детей, а также отбиваться от Джейсона. Он появляется совершенно случайно в любом месте карты, порой не оставляя вам возможности защититься от его атак, не говоря уже о том, что пугает вас, когда появляется внезапно с громким звуком.

Даже если у вас есть оружие, он мог уложить вас за 3 удара, когда же вам нужно около десяти ударов, чтобы повалить его, а такой маневр нужно было провернуть три раза. Но даже при всей несправедливой сложности эта игра нашла верную фанбазу, которая наслаждается ей и по сей день. Какой-то чувак даже написал целую книгу с анализом этой игры. Даже не спрашивайте, что в ней — я не знаю.

Sweet Home [1989]

Sweet Home - это ролевая игра ужасов от Capcom, основанная на одноименном японском фильме о группе режиссеров, которые отправляются в особняк с привидениями, чтобы найти драгоценные произведения искусства. Однако немногие знают, что именно она послужила прототипом для Resident Evil.

Эстетика и общие темы сделали ее такой впечатляющей и популярной в жанре ужасов. В ней есть группа персонажей, каждый из которых обладает своим уникальным навыком или предметом, и каждый должен проходить определенные головоломки или выполнять определенные действия в игре.

В игре вы сражаетесь с разными духами и другими врагами, а если один персонаж умирал, то это было навсегда. Когда такое происходило, остальные герои должны были найти его труп и забрать с него все ценные вещи, чтобы дальше прогрессировать в игре. Плюс от количества выживших персонажей зависела концовка игры. Несмотря на то, что игра официально не выходила за пределами Японии и переводилась фанатами, у нее уже были многие черты резы, как вышеперечисленные, так и возможность менеджмента инвентаря и записки.

Alone In The Dark [1992]

Alone In The Dark намного чаще называют прообразом Resident Evil, хотя как мы знаем это не совсем так. Хотя влияние на игру Capcom все равно было огромным. Временами может показаться, что Resident Evil это ремейк Alone in the Dark. Однако именно она стала в свое время шедевром на ПК и отправной точкой в жанре survival horror. Изначально игра была адаптацией «Зова Ктулху», однако со временем стала чем-то более самобытным и уникальным, сохранив при этом многие темы Лавкрафта.

Первая 3D игра, действие которой проходило в полностью отрендаренном особняке в несколько этажей со сложным игровым процессом в сеттинге 1920-го года. Добавьте сюда головоломки, систему инвентаря и сражения, которые развились по сравнению с предыдущими играми в этом жанре.

Escape From Monster Manor [1993]

Еще за год до того, как свет увидел PlayStation, уже появилась первая консоль, которая воспроизводила игры при помощи компакт-дисков и могла обрабатывать 3D графику — Panasonic 3DO. Одной из первых игр выпущенных тогда на нее был шутер Escape From Monster Manor. Несмотря на то, что многие называют игру клоном Wolfenstein в доме с призраками, именно хоррор составляющая выделяла ее. Начиная с интересного дизайна уровней и врагов, заканчивая скримерами, когда призраки появлялись прямо перед вашим лицом, или когда разные твари ждали вас за закрытой дверью.

Когда вы идете по залам, можно услышать случайные крики и ужасающие звуки, а также иногда играет жуткая музыка, добавляя дополнительный уровень страха. Ваше здоровье и боеприпасы были очень ограниченными, что также добавляло градуса напряжения.

Clock Tower [1995]

Еще одна культовая игра ужасов старой школы. Первоначальный релиз на Super Famicom шокировал поклонников ужасов множеством новаторских элементов игрового процесса и повествования, а также некоторыми очень продвинутыми звуковыми и визуальными элементами, которые намного превосходили возможности консоли. Игра во многом вдохновлена фильмом Дарио Ардженто 1985 года «Феномены», и ее персонажи похожи на героев этой итальянской картины.

Именно в Clock Tower появился самый продуманный сталкер — карлик с большими ножницами, который преследовал главную героиню. Упор в игре делался на то, чтобы бежать от него, а не сражаться, ведь главная героиня слабая. Игра давала вам много возможностей убежать, а яркие и качественные декорации придавали этому кинематографичности в свое время.

Плюс, в игре было 10 концовок, которые делали игру реиграбильной. Многие из них были завязаны на том, как и когда вы умрете или выживете. Если вам казалось, что в последнем десятилетии было много игр с беспомощным героем и это стало новаторством — вспомните про Clock Tower.