Сериал – он как паровоз. Поначалу его разгоняют, и дальше он уже сам летит на парусах рейтинга. Только успевай стрелки переводить (то есть – серии шлепать). Но поистине шедевральным в памяти людей остается именно тот, что взорвался так и не успев затормозить.

А что на счет «Ходячих»?

Пик скорости паровоза под названием «Ходячие мертвецы», разогнанного Френком Дарабонтом, пришелся на 4-5 сезоны. Теперь же он, как все что вовремя не остановили, начинает сам останавливаться, поскольку сонмище его составных частей гниет и корродирует прямо на глазах. По дороге с него летят запчасти в виде главных и почитаемых актеров, которым надоело сниматься в этой бесконечной ахинее. И к 9-му сезону сериал уже скатывается до скорости телеги, из которой грозит вывалиться самая главная деталь – актер Эндрю Линкольн, исполнитель роли самого главного персонажа Рика Граймса.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецыТак сложилось, что в умах людских самое сильное впечатление оставляет не резкий взлет сериала и триумфальные рейтинги, которых он смог достичь, а именно его позорное торможение, после чего франшизе станут давать самую обидную оценку: «Так себе».

Но здесь мы хотели поговорить не столько о взлетах и падениях сериала, сколько о том, к какому жанру этот «шедевр» отнести. Ну и обмозговать все наболевшие проблемы и вопросы вокруг «ходячести» мертвецов.

Уж сколько лет прошло…

Даже когда смотришь все сезоны и серии подряд нельзя не заметить, что времени прошла уйма. Да, живут наши герои, видимо, где-то, в субтропиках, где о зимней одежде и снеге и не слыхивали. И то, что никогда не настает зима, очень сильно сбивает с толку и не дает понять сколько же лет прошло.

Попытаемся отследить временные рамки на вскидку, например, по ребенку того же самого Рика. На момент начала сериала его жена забеременнела. Девять месяцев она носила ребенка. Теперь он уже нихило так подрос. То есть, как не сужай рамки, а года два прошло (как минимум!), хотя съемки сериала ведутся уже 9-й год. К чему мы ведем рассуждения о временных рамках?

С биологической точки зрения

Что происходит с телом после смерти? В сериале действия разворачиваются очень быстро, поэтому ни о каких бальзамированных трупах речь не идет. Все они – просто зараженные и умершие люди, которые после просто начали двигаться. Не будем вдаваться в то, что происходит с телом после смерти, скажем только, что при высокой температуре (летняя температура) от трупа остается один лишь скелет уже через 8-9 месяцев. При боле низких (осень зима) – через год – максимум.

Эпидемия произошла внезапно, что говорит о том, что более 90% всего людского населения было инфицировано и превратилось в трупы единовременно в первую же неделю. То есть, через год все эти 90% населения Северной Америки (по крайней мере) должны превратиться в развалившиеся скелеты и, по сути, перестать существовать даже в роли трупов.

Остаться должны только те трупы, которые принадлежат к тем 10% выживших. Но то, что эти 10% процентов смогли выжить уже само по себе говорит, что они способны и дальше оставаться живыми, то есть – постоять за свою жизнь. И поэтому, даже если кто-то из них богу душу и отдал, таких «свежих» мертвяков будет так мало, что шанс повстречаться с ними где бы то ни было практически сводится к нулю.

Плюс ко всему, все выжившие люди знают что случается с теми кто умирает, и, как это видно из самого сериала, пробивают им бошки, чтоб те не «воскресали» и не рыпались. Таким образом получается, что через год мертвецов, бродящих толпами по улицам, не может быть в принципе. В сериале же их – пруд пруди. Это – первый парадокс, а дальше их будет целая гора.

Версия о какой-то активности в головном и спинном мозге

В 6 серии первого сезона была сделана попытка придать «жизни мертвецов» какое-то подобие научного объяснения. Но выглядело это убого и невнятно. После такого «объяснения» появилось больше вопросов, чем было до этого. Даже если допустить, что, как сказал специалист, перезапускается, цитируем: «только ствол», а не головной мозг как таковой, ствол этот тоже, чтобы функционировать, должен получать питание и кислород на клеточном уровне.

А питание подавалось по кровотокам, которое разгоняло сердце. Но так как сердце «не пашет», а сосуды сгнили, стволовой мозг тоже будет гнить, как и мозги в черепушке. Они, в частности, уже на третий месяц превратятся в жижу, которая выльется через прогнившие отверстия в соединительных тканях.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

Также возникают вопросы: «Почему, если функционирует «только ствол», стрелять нужно в голову? Какой смысл пробивать голову человеку, если там мозги уже давно в воду превратились? Почему мертвец «умирает» после того, как ему пробьешь голову, в которой и мозгов-то уже давно нет, какой в этом смысл?» И так далее. Из всего вышесказанного видно, что невнятная теория сама себе противоречит и не выдерживает никакой критики. А это значит, что наукой тут и не пахнет и в деле замешана какая-то магия или волшебство, по-иному не назовешь. Только с их помощью можно заставить двигаться неодушевленные предметы.

Парадоксы заражения

О том, что вирус в воздухе витает – ясно всем, поскольку все без исключения умирая превращаются в «ходячих». Почему тогда только при жизни укушенные сразу помирают и обращаются? Можно сколько угодно говорить, что вирус передается не через слизистую, а только через кровь. Но это само по себе говорит о том, что контакт зараженного воздуха с любой ранкой должен выйти человеку боком.

Но нет же. Все, чтобы обмануть весьма чувствительные прогнившие носовые отверстия «ходячих», обмазываются «ходячинскими» внутренностями, не заботясь о том, что эта дрянь может попасть в разодранную ранку от того же комариного укуса, и кранты тебе. Но кранты не настает. Были моменты, когда мозги ходячего главным героям и в рот попадали. И ничего.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

Хорошо. Предположим, что все люди уже заражены изначально, а теперь воздух уже чист. Просто вирус в каждом человеке, но он до поры спит. Эту теорию многие зрители выдвигают. Тогда почему люди помирают и обращаются после укуса? При чем тут укус вообще? И почему, если быстро отрубить человеку руку, то его можно спасти? Значит ли это, что на сухих зубах трупа содержится какой-то вирусный концентрат?

Еще один парадокс в том, как быстро нужно отрубить конечность при заражении. При глубоком укусе чтобы заражение не произошло, нужно одновременно кусать и отрубать, иначе, поскольку цикл циркуляции крови по телу составляет при частом сердцебиении около 15-17 секунд, вы заражаетесь практически моментально. Ведь вирус это не змеиный яд, который можно отсосать, и не гангрена, которая поражает ткани местно.

В общем, парадокс на парадоксе и парадоксом погоняет. Как пел Макаревич: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнется под нас…» Тут то же самое. Только, с поправкой – зачем прогибаться под законы физики, биологии, химии и здравого смысла, когда их можно подогнуть под себя и менять их когда нужно и как нужно.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

С физической точки зрения

Для того чтобы ходить, нужно сначала чем-то подумать о том, что нужно куда-то пойти. Но чем думают мертвецы, если мозг у них сгнил и превратился в жижу? Мыслительные процессы сами по себе — это слабые электроразряды, возникающие и затухающие в мозгу по своим правилам. Но какие правила существуют для пустой черепной коробки или плещущейся в ней вонючей жижи?

Движение происходит посредством напряжения (сокращения) и расслабления мышечных тканей. Они прикреплены к костям скелета, что и дает человеку возможность передвигаться. Сигналы о напряжении и расслаблении тоже исходят от мозга. Но его нет. Каким образом осуществляется движение? Да и мышцы, по идее, уже давно сгнили… Волшебство.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

Без мозга, даже если труп и сохранил возможность управлять мышцами, он ходить не сможет. Ходьба — это очень сложная штука, и самое главное в ней не задействованность целой группы мышц, а удержание равновесия. Без вестибулярного аппарата, давно вытекшего в грудную клетку и разложившегося, который, кстати сказать, также управляется и контролируется мозгом, мертвец не то что на двух ногах, на четвереньках не удержится. Как они умудряются прямо ходить на своих двоих в сериале?.. Снова волшебство.

Что значит «фантастика»?

Что в понятии публики означает научная фантастика? Это литературные произведения и фильмы, основанные на каких-то научных теориях, неподтвержденных, но и не опровергнутых. К таким фильмам можно отнести тот же «Сталкер» или «Солярис». Но большинство современных фильмов снимается именно в жанре ненаучной фантастики.

Что значит «ненаучная»? Это значит, что некоторые факты, фигурирующие в фильме, не имеют под собой стойкой научной основы. Они допустимы, но не с точки зрения знакомой нам физики. К таковым можно отнести, например, перемещение во времени, причем, как вперед, так и назад.

Но самым распространенным ненаучным «деянием» является передвижение со скоростью выше скорости света. Этого не может быть в принципе. Но здесь авторы по ходу действа объясняют людям как это все работает с точки зрения той вселенной и тех спецов, которые в ней живут и творят, и это звучит вполне приемлемо и реально.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

Относятся ли «Ходячие» к жанру «фантастика»?

Не будем вдаваться в теории гиперпространственных скачков, рассмотрим упомянутые жанры применительно к нашим баранам, то есть – к ходячим мертвецам. Чтобы отнести этот сериал к фантастике, создатели должны были четко и доступно рассказать:

  • Как мертвая ткань может исполнять функции живой?
  • Откуда у трупов обоняние, слух и зрение, а также проявление реакции на сторонние возбудители, если головной мозг у них не работает (о чем заявил специалист в кризисном центре в конце первого сезона).
  • Почему от повреждения черепа «ходячий» перестает ходить навеки, если мозги не работают?
  • Откуда берутся не сгнившие мертвецы через два года после заражения, то есть – через год после того, как все они должны превратиться в набор костей?
  • Почему ходячих, а по сути – тухлое мясо, не съели вороны, грызуны, лисы, голодные волки, одичавшие домашние собаки и коты, которые должны загибаться от голода без человека, и прочие падальщики?
The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

И так далее. Ни на один из этих вопросов в сериале ответов не дано. А можно ли было впихнуть живых трупов в фантастический фильм в принципе? Ответ – конечно можно. Это, например, отлично показали создатели фильма «Война миров Z» (2013), где вирус также переносился посредством укусов, и имел способность, размножаясь, попадать в каждую клетку организма, тем самым поддерживая в ней своеобразную жизнь и перехватывая управление телом. Сердце не билось, но органы работали под управлением вируса, который, к тому же, обладал и зачатками самосознания. Эдакий коллективный разум. Воспринимается такая теория как вполне себе правдоподобная.

В «Ходячих» же, по крайней мере, можно было вообще не вдаваться в объяснения. Каждый бы строил свои догадки, но это бы не выглядело по-идиотски, где все себе же протворечит. А когда человек не может объяснить творящееся на экране с позиции науки, он склонен предполагать, что во всем замешана какая-то магия, а это уже область фэнтези.

Что значит фэнтези?

Все привыкли к следующему. Если в произведении или фильме фигурируют эльфы, гномы, драконы и прочие сказочные создания, то значит это в обязательном порядке – фэнтези. Но не разного рода причудливые гуманоиды и зверушки задают тон фэнтезийному произведению, а наличии в нем магии, которая обязательно подчиняется своим законам.

В фильме обязательно расскажут откуда берется эта магия, то ли она становится возможной посредством каких-то артефактов, в которых заключена какая-то вселенская энергия, то ли какие-то потусторонние духи играют с нашим измерением, а может, как во «Властелине колец» это порождение плюсов и минусов вселенского зла и добра соответственно? Или это какая-то астральная магическая аура вокруг планеты дает магии подпитку?

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

В любом случае, в том же «Гарри Поттере» магия не представляется именно чудом, поскольку она подчинена своим законам. Как, впрочем, и во всех фантазийных мирах.

Относятся ли «Ходячие» к жанру «фэнтези»?

Ни о какой магии и борьбе добра и зла, как в кинговском «Противостоянии» или маккаммоновской «Песне Свон», тут и речи не идет. Все закручено именно на том, что кто-то создал какую-то дрянь, эта дрянь вышла из-под контроля, и все ею заразились. То есть – чисто человеческий фактор, замешанный на современной био- химио- или-какой-там-у-них- инженерии.

Вопреки этому двигаются, ходят, видят гнилыми глазами, слышат ушами с отсутствующими барабанными перепонками и нюхают практически отсутствующим носом сериальные мертвяки не иначе, как по волшебству, поскольку как мы уже объяснили, наука здесь отдыхает. Но линия сериала четко довлеет именно к научной стороне, и поэтому получается, что произведение не подпадает ни под жанр фантастики, ни под жанр фэнтези. Что же это тогда?

Придумать и рассказать о том, что не бывает – тоже искусство

Вся вселенная Мстителей, если честно, является тем, что не бывает. Но когда начинаешь смотреть, то все там подчиняется своим законам, а потому задумываться о том к какому жанру принадлежит это творение и мысли не возникает. Это реальная смесь фантастики (например, тот же Железный человек) и фэнтези (тот же доктор Стрэндж). Если это Халк, то есть четкое объяснение того почему у него шкура непробиваемая, кости всегда целы и вообще почему он в монстра превращается.

The Walking Dead. Сериал Ходячие мертвецы

Здесь же, хоть и снято по комиксам так же, как в первом случае, создатели, превратившись в господов богов, стали «вытворятелями» и вытворяют все, что заблагорассудится. Отсюда и вердикт.

Вердикт

Смотреть сериалы и фильмы, где сценаристы и создатели вытворяют с законами физики все что хотят, не объясняя при этом почему это так, а это вот так, неинтересно изначально. Конечно, сначала все как-то подчинялось законам и казалось более-менее правдоподобным. Дарабонт не зря ушел после первого сезона. Ему не нравилось то, к чему склоняют его сценаристы и то, какую ахинею они предлагают ему снимать.

Потрясные спецэффекты — это, конечно, круто. Но здравый смысл и законы жанров еще никто не отменял. Равно как и уважение к зрителям, которых здесь держат за идиотов, надеясь что все они тупые неучи и схавают любую ахинею как чистого мяса бифштекс. Но, если прилепить к этому жанру ярлык «фантазмаразм», все может и проканает. Хотя фигней на постном масле быть не перестанет.