На заре новой эпохи

В 2010 году наш мир потребления сериалов был совершенно другим. «Ходячие мертвецы», наравне с «Игрой Престолов» и «Во все тяжкие» были пионером идеи, что сериалы могут не уступать по своему качеству крупнобюджетному кино, а помимо этого намного лучше развивать персонажей, истории и вселенную.

The Walking Dead был жестоким, с неоднозначными темами в сюжете, отличным кастом актеров, глобальной историей и смещенными акцентами. Его можно было описать как историю, где люди убивают других людей, параллельно убегая от зомби и очень много говорят, за что «Ходячих» иронично прозвали «Talking Dead».

Рейтинги сериала и аудитория росли вплоть до пятого сезона, когда он достиг своего пика в 14,38 миллионов зрителей на канале AMC, после чего интерес людей, как и планка качества, начали потихоньку снижаться. То тут, то там вылезали скандалы, а самые интересные актеры разбредались кто куда.

Сериал несколько раз менял шоураннеров и буксовал на месте с пятого по восьмой сезон, убив нескольких наших любимых героев, а также обрубив более или менее хорошо выстроенные характеры персонажей, сведя на нет все их развитие. Ключевыми поворотами, когда сериал окончательно слетел с катушек, стала смерть Гленна и Карла. Однако кроме этого есть еще несколько основных причин, почему все стало так плохо.

Пришел, развился, умер

Одна из главных проблем сериала заключалась в том, что сценаристы сильно полагаются на Рика Граймса, как основного персонажа. Несмотря на огромную кучу других интересных героев в сериале, «Ходячие мертвецы» от самой первой серии были и остаются историей Рика о его утрате человечности.

Однако в течение десяти сезонов набор персонажей вокруг него настолько расширился, что необходимость связать каждый элемент истории с личностным ростом этого персонажа стала якорем в худшем смысле этого слова. Это сдерживает шоу, а не стабилизирует его.

Рик не является настолько интересным персонажем, чтобы уделять ему так много времени. Многие зрители признавали, что им порой интересней наблюдать за историями Кэрол, а уж тем более Дэрила. Помню даже ходили слухи, что в будущем мы увидим смерть Рика, а Дэрил станет ключевым персонажем.

К сожалению, другие герои, которые появляются в сериале, если и вызывают интерес, в итоге умирают на полпути своего развития, что непременно минус. Это, например Оливия, T-Dog, Гарет, Джесси и другие. Не хочу сказать, что основной каст не справляется со своей задачей, наоборот ему стоит отдать должное за такую выдержку, просто зрителям порой нужен свежий глоток воздуха.

Хотя если говорить про главных героев в центре истории, они часто теряют крутость, приобретенную ранее. Яркий пример Кэрол. Во время расцвета TWD несколько лет назад она была самой интригующей выжившей, за которой можно было следить каждую неделю. Тонко насмехаясь над тем, кем она была раньше, Кэрол тайно была самым безжалостным оперативником Рика, незаметно устраняя препятствия.

Однако после этого она влюбляется в своего соседа, и опасается, что станет слабой, обретя привязанность. И в итоге это подрывает ее как персонажа. В подобных ситуациях были и Морган, и Иезекииль, и многие другие. Сериал учил нас не привязываться к героям, ведь они могут умереть в любой момент, однако не шло речи, что в один момент они могут стать неузнаваемыми. Я уже молчу про все странные отношения между героями, как резкий порыв любви между Мишун и Риком.

И во многом все это ради Рика. Да даже самую спорную сцену убийства Гленна нам показали лишь спустя какое-то время, так как это могло [по словам шоураннера Скотта Гимпла] отвлечь от новой арки Рика. Самое обидное, что на фоне провалов со второстепенными героями, сериал умудрился свести на нет все развитие главного героя. Задачей сценаристов было показать, как Рик теряет человечность, превращаясь из доброго копа — в безжалостного убийцу, который все же смог вырастить сына порядочным человеком. Но нет, когда сценаристы убили Карла, эта идея канула в Лету.

Причем если вы думаете, что многие персонажи появляются и уходят по велению только сценаристов, то я скажу, что актеры решают покинуть проект из-за финансовых проблем и низких зарплат. Собственно из-за денежного конфликта было принято решение убрать Карла.

Разговоры стали костылем

Зомби-шоу, которое началось с масштабных нападений ходячих почти в каждом эпизоде, докатилось до небольшого количества атак за сезон. Это еще одна проблема. В последних сезонах присутствие ходячих мертвецов уменьшилось, их заменили люди, которые волшебным образом появляются, чтобы отразить любые угрозы зомби, а заодно привлечь внимание к себе. В сериале изначально было много разговоров, но они были обоснованными, теперь же герои могут подолгу говорить не о чем. Из-за уменьшающегося бюджета с каждым сезоном, приходилось уделять больше внимания людям и то, что было изначальной фишкой сериала, стало новой проблемой. Герои говорят и говорят.

Смешно, что телеканал АMC пошел дальше и запустил пост-шоу, где сценаристы серий и ведущий обсуждают поведение персонажей и их решения. Понимаете в чем суть? Неумело показывая все в самом сериале, создатели в качестве костыля дополнительно объясняют все сами, чтобы улучшить положение.

Ниган

Отчасти проблема «делать все о Рике» для этого сериала заключается в том, что в течение долгого времени злодеи определялись в основном тем, насколько они похожи и не похожи на нашего героя. После пробной попытки создания абсолютного антигероя в арке Губернатора «Ходячие мертвецы» много вложил в Нигана. Джеффри Дин Морган отлично справился с ролью своего персонажа, однако фанаты часто говорят, что именно он убил тот сериал, который мы знали.

И дело даже не в том, что он убил Глена и Абрахама [хотя не стоит упускать тот факт, что после их гибели аудитория сериала сократилась на несколько миллионов], а то, что прописывая его, создатели колебались между тем, чтобы сделать абсолютным злом и привлекательным антигероем.

Бюджет и устаревшая схема

Наверно самой большой проблемой является бюджет, который на сегодняшний день был урезан наполовину, причем 50% материальных ресурсов серии «съедает» зарплата двух главных актеров – Нормана Ридуса и Эндрю Линкольна. Телеканал также пускает много средств, на разные спин-оффы, чтобы получить дополнительную прибыль от рекламы. Чтобы вписаться в оставшийся бюджет в итоге начинаются увольнения актеров, экономия на гриме, костюмах и эффектах, и снижение уровня насилия, что непременно делает сериал хуже. Реализация такого проекта требует больших ресурсов, уровня той же «Игры престолов», но в то время как средний бюджет «Престолов» составлял 5-6 миллионов, у TWD это всего лишь 2 миллиона, где половина уходит только двум главным актерам.

Плюс, сериал все еще существует на телевидение, когда подписочные сервисы вроде Netflix ввели новый тренд на то, как должен выпускаться хороший сериал. Теперь в производство вкладывают много денег, снимая немного серий сериала, но больших по длине, которые выходят в один день. Люди покупают подписку и так беспрерывным потоком поступают деньги. TWD выходит в определенное время на одном канале в прайм-тайм каждую неделю ради рекламы. В итоге «Ходячие мертвецы» не просто не дотягивают до планки качества современных сериалов, имеют низкий бюджет, но и отстают от трендов.

Если у вас появился закономерный вопрос, как вообще этот сериал существует, то ответ прост. Это последнее, что осталось у АМС. Они используют сериал для того, чтобы получать деньги с рекламы, показывая шоу в прайм-тайм, поэтому им выгодно создавать как можно больше серий и продолжать его новыми сезонами и расширять вселенную спин-оффами. Правда любой медиа-продукт работающий по такой схеме ждет неизбежный крах.

Дешевые трюки

Не то чтобы последний гвоздь в крышку гроба, а скорее то, что помогает закопать этот гроб в землю – кликбейтный характер сериала. Чтобы поддерживать интерес к нему, создатели постоянно то и дело дают нам наживку, которую мы проглатываем в виде смерти или псевдосмерти ключевых персонажей.

Например, перед релизом они разглашают, что тот или иной актер уходит из сериала, а люди начинают из интереса смотреть, как погибнет его герой. Подобное впервые провернули с Гленном, когда он якобы погиб от рук ходячих. Используя скрытые ракурсы и съемку крупным планом, умы, стоящие за сценарием, вводили зрителей в заблуждение, создавая впечатление, что кишки Гленна действительно вырывали из его тела, когда он кричал в агонии - тогда как на самом деле это был труп, внутренности которого были повсюду, а Гленн был как бы рядом.

Нечто подобное произошло в предпоследнем эпизоде шестого сезона, когда Дэрил, казалось бы, умер, и его кровь залила экран. Конечно, все это было преднамеренным обманом. «Ходячие мертвецы» привлекли внимание зрителей в следующем эпизоде, показав, как Ниган разбивает кому-то череп, но не раскрывают, кто это был, - таким образом, оставив зрителей в полном ошеломлении и заставив их узнать, кто настоящая жертва, просмотрев следующий сезон.

И пока режиссеры «Мстителей: Финал» раздают актерам разные сценарии и обманывают съемочную команду, дабы избежать утечек, руководство AMC частенько само сливает подробности того, чего нам ждать в будущем.

Ходячий сериал

Как по мне очень грустно осознавать тот факт, что сериал, некогда подаривший нам большой букет эмоций своими первыми сезонами, в итоге превратился в пародию на самого себя и никак не может закончиться. У всего должен быть конец и даже у самых лучших историй, которой, увы, «Ходячие мертвецы» ныне не являются. Слабый сценарий, филлерный сюжет, глупые повороты истории и низкий бюджет сказывается на качестве и интересе аудитории, все больше приближая сериал к финалу. И финал этот будет не такой, каким бы вы хотели его видеть.